Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.Урок русского языка в 8 классе
Второстепенные члены предложения. Обстоятельство.Урок русского языка в 8 классе (по учебнику С.Г.Барахударова) Учитель МБОУ ШСОШЕвдокимова Екатерина Петровна Задание.Определите синтаксическую роль каждого слова в четверостишиях И.Бунина. Укажите части сложного предложения. Глушь стала ниже и светлее,В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея,Чернеет темная листва. Не видно птиц. Покорно чахнетЛес, опустевший и больной.Грибы сошли, но крепко пахнетВ оврагах сыростью грибной. Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который поясняет, при каких обстоятельствах совершается действие, или указывает способ, меру, степень проявления действия или признака. Обстоятельства выражаются наречиями, деепричастиями, деепричастными оборотами, инфинитивом, существительными в косвенных падежах с предлогами и без них, некоторыми фразеологизмами: На мутном небе мгла носилась. (А.С. Пушкин) Где? Разряды обстоятельств Обсто-ятель-ства Что обозначают На какие вопросы отвечают Примеры времени время когда?как долго?с каких пор?до каких пор? придет завтра образа дейст-вия качественную характеристику действия, способ его совершения как?каким образом? работать увлеченно меры и степени степень проявления признака или действия в какой степени?насколько? очень начитанный когда? как? в какой степени? Обсто-ятель-ства Что обозначают На какие вопросы отвечают Примеры места место действия, направление или путь движения где?куда?откуда? приехавший из Москвы при-чины причину, повод, основание совершения действия почему?на каком основании? не пошел из-за болезни цели цель совершения действия зачем?с какой целю? уедет отдыхать откуда? почему? с какой целью Обсто-ятель-ство Что означают На какие вопросы отвечают Примеры условия условие совершения действия при каком условии? отложить поездку в случае ухудшения погоды уступки условие,, вопреки которому совершается действие вопреки чему? сделаем, несмотря на трудности при каком условии? вопреки чему? Задание.Добавьте в предложение обстоятельства, употребив нужную часть речи. А). (наречие, обстоятельство времени, например, скоро)… поднимется солнце.Б). Мы решили войти … (существительное с предлогом, обстоятельства места; инфинитив, обстоятельство цели, например, в парк подышать свежим воздухом).В). Он глядел на меня … (деепричастие, обстоятельство образа действия, например, повторяя просьбу).Г). (существительное с предлогом, обстоятельство причины, например, из-за плохой погоды) … полет отменили. Задание.Запишите только те слова, которые являются обстоятельством. Сделайте вывод о том, чем могут быть выражены обстоятельства. Ты опять со мной, подруга осень,Но сквозь сеть нагих твоих ветвейНикогда бледней не стыла просинь,И снегов не помню я белей. До конца все видеть, цепенея…О, как этот воздух странно нов…Знаешь, что…Я думал, что больнееУвидать пустыми тайны слов. наречие предлог сущ. отр. наречие ср. ст. наречия сущ. дееприч. ср. ст. наречия Возьмите на заметку! Сравнительные обороты с союзами словно, будто, как будто, как, точно, чем, нежели, что и др., являющиеся в предложении обстоятельствами, выделяются запятыми: Запятые не ставятся, если сравнительный оборот входит в состав сказуемого или тесно связан с ним по смыслу: Откуда-то тянуло затхлой сыростью, точно в погребе Мы с ним словно давние друзья. Веселая песня, что крылатая птица. Задание.Определите синтаксическую роль инфинитива. А). Читать детективы – любимое занятие многих.Б).Мама научила меня слушать других.В). Он пришел познакомиться с моими друзьями.Г). Мое увлечение – играть в волейбол.Д). Скоро осенний лес начнет сбрасывать листву.Е). Я к нему обратился с просьбой верить мне. Задание.Найдите предложение с обстоятельством времени. А). Мы очень устали.Б).Кругом кричали коростели.В). Вчера я приехал в Тамбов.Г). Он изменился до неузнаваемости. Задание.В этом предложении есть обстоятельство цели. А). Душно стало в сакле, и я вышел на воздух освежиться.Б).Слон – живописец написал пейзаж,Но раньше, чем послать его на вернисаж,Он пригласил друзей взглянуть на полотно.В). Сенокос запоздал из-за дождей.Г). От мороза побелели деревья, лошади, бороды. Задание.Укажите предложение, в котором обстоятельство не обособляется. А). Чайка как парус белеет где-то в высоте.Б). Прилетев на место гуси шумно опускаются на воду.В). Опытный шахматист сделав неудачный ход сдался.Г). Последний рисунок был выполнен учеником очень небрежно.Д). Поезд шел не останавливаясь.Е). Внизу как зеркало стальное синеют озера струи. , , , , , , , Задание.В этом предложении фразеологизм употреблен в роли обстоятельства. А). Приказчик остался с глазу на глаз с покупательницей.Б). Казалось, что какие-то узы крови связывают этого босяка со Стенькой.В). Рассказы эти были данью моему детству.Г). Олег в тот день проснулся ни свет ни заря. Задание.В этом предложении правильно определена синтаксическая роль слов. А). Он, думая о своем, попросил нас зайти.Б). Он, думая о своем, попросил нас зайти.В). Он, думая о своем, попросил нас зайти.Г). Он, думая о своем, попросил нас зайти. Использованная литература. 1. Русский язык. 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта. Москва. ДРОФА. 2007 год.2. Уроки русского языка в 8 классе. Поурочные планы по программе М.М. Разумовской. Составитель О.А. Финтисова. Волгоград. Издательство «Учитель». 2009 год. Список литературы. 1). Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. 8 класс». Под редакцией С.Г.Бархударова. Москва. 2004. ).2. Сборник текстовых заданий для тематического и итогового контроля. Русский язык. 8 класс. Основная школа. «Интеллект – Центр». Москва. 2007.3). Учебник для общеобразовательных учреждений. 8 класс. Под редакцией С.Г.Бархударова. Москва. 2007.4). Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку. 8 класс. – М.: Просвещение, 2001.