Структура (этапы) урока по ФГОС
Тема :СТРУКТУРА (ЭТАПЫ)УРОКА ПО ФГОСПРИМЕРЫ ВЗЯТЫ ИЗ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ВО ВТОРОМ КЛАССЕ.ТЕМА УРОКА: « Развитие умения подбирать к словам –предметам слова – признаки». Учитель начальных классов Ивлева Наталья ПетровнаМБОУ ССОШ №65г. Красноярск Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Сравним традиционный и современный урокКак проходил обычный урок? (табл.)На учителя возлагалось множеству функций, его роль была ведущейУЧИТЕЛЬ формулирует и сообщает цели и задачисообщает, что должны сделать для достижения целируководит выполнением практических задачконтролирует практическую деятельностьоценивает работу уч-ся на урокевыясняет, что запомнили учащиесяобъявляет д/з, чаще одно на всехНовые подходы к урокуТему урока формулируют сами УЧАЩИЕСЯЦели и задачи формулируются УЧАЩИМИСЯСпособы достижения цели планируют УЧАЩИЕСЯПрактическая деятельность осуществляется по намеченному плану с применением группового и индивидуального методаКонтроль в форме самоконтроля и взаимоконтроляУЧАЩИЕСЯ формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельноОценка в виде самооценки и взаимооцениванииИтог: реффлексия (осознание своей деятельности, само осмысление)УЧАЩИЕСЯ самостоятельно выбирают д/з из предложенных учителем, с учетом индивидуальных возможностей Структура урока в начальных классах состоит из нескольких этапов:I этап. Организация класса (орг.момент)II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)IV этап. Открытие нового знания.V этап. Физкультминутка.VI этап. Первичное закрепление..VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль.VIII этап. Физкультминутка.IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.Х. Рефлексия деятельности ( итог урока). I этап. Организация класса (орг.момент) (1-2 минуты)Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне. «Хочу, потому что могу». у учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность;-включение детей в деятельность;-выделение содержательной области.Приёмы работы:-учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);-учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;-девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);-самопроверка домашнего задания по образцу. Орг.моментРаспахнем глаза пошире.Раз, два, три, четыре.Веселы, бодры мы сноваИ к занятиям готовы.– Вы сегодня будете учеными-исследователями в освоении новых знаний. Ваш ум, внимание, знания помогут на уроке. Желаю вам успешных поисков и решений! Откройте тетради по русскому языку. II этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение) (4-5 минут)Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.Возникновение проблемной ситуации.-актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);-создание проблемной ситуации;-выявление и фиксирование в громкой речи: где и почему возникло затруднение; темы и цели урока. На доске таблички: Научиться конструировать словосочетания. (Подбирать к словам-предметам слова –признаки) Находить слова-предметы Находить слова-признаки - Ребята посмотрите на эти таблички. Как вы думаете, что мы уже умеем делать, а чему должны сегодня научиться на уроке?Ответы детей: умеем находить слова- предметы и слова-признаки. А научиться должны конструировать словосочетания.-Расставим таблички в нужном порядке: 3. Научиться конструировать словосочетания. (Подбирать к словам-предметам слова –признаки)2. Находить слова-признаки1. Находить слова-предметы Назовите тему урока (дети называют тему) III этап. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи) (4-5 минут)Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?»,«Чего мы ещё не знаем?»);Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. -Как вы понимаете конструирование? (посмотреть в словаре) Строить, создавать конструкцию чего-нибудь.(Подбирать к словам-предметам слова –признаки) Для того, чтобы конструировать из слов-предметов и слов признаков надо их знать. IV этап. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).(7-8 минут)Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение её решения.-Способы: диалог, групповая или парная работа.-Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог.-Организация самостоятельной исследовательской деятельности.-Выведение алгоритма. Первый этап нашей работы находить слова – предметы.Что такое слова –предметы (слайд1 подсказка)(ученики рассказывают правило)Назовите предметы (дети называют быстро по цепочке предметы)(слайд2, группа предметов, составленная Незнайкой)- Правильно ли Незнайка составил группу предметов? (дети находят лишнее слово-бегать и называют группу одним словом-овощи)4. Словарная работа со словами-предметами – овощи (запись слов в тетради)Второй этап нашей работы находить слова-признаки.-Что такое слова-признаки? (слайд 3, дети называют правило)Назовите слова-признаки (дети называют быстро по цепочку признаки)Игра Я называю предметы, вы хлопаете в ладоши,Называю признаки, топаете ногами.Третий этап урока (конструирование) Вернемся к словарному слову ОВОЩИ и попробуем подобрать к нему слово-признак.(дети подбирают слова: полезные, свежие, мытые) -ВЫВОД(составляется самими детьми): в словосочетании слова должны быть связаны вопросом. -А Незнайка придумал слово ЖЕЛЕЗНЫЕ (ответы детей: железных овощей не бывает) ВЫВОД(составляется самими детьми): чтобы верно сконструировать словосочетание, необходимо, чтобы слова были подобраны по смыслу.Составление алгоритма Алгоритм:1.Задай вопрос от слова предмета к слову-признаку.2.Проверь! Связаны ли эти слова по смыслу.3. Запиши в тетрадь.4. Проверь орфограммы. VI этап. Первичное закрепление. (4-5 минут)Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.-Способы: фронтальная работа, работа в парах.-Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.-Выполнение заданий с проговариванием в громкой речи. V этап. Физкультминутка. Словосочетания со словом ОВОЩИ записываются в тетрадь, отмечают главное слово, записывают вопрос. После записи дети проверяют себя по шаблону на слайде. Овощи свежие.Овощи полезные. х х Какие? Какие? VII этап. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль . (4-5 минут)Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.-Небольшой объём самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий). -Выполняется письменно. -Методы: самоконтроль, самооценка. Работа в группах (слайд с правилами для группы) (группы по 4 ученика) – 5 групппКаждая группа получает шапочку с картинкой овоща. Нужно записать на листке 4 слова-признака к данному слову-предмету. Придумывают группой, записывает каждый из группы по очереди. Выбирают докладчика, он надевает шапочку своего овоща и выходит к доске.(при работе пользуются алгоритмом конструирования словосочетаний составленным ранее)Оценивание происходит всем классом. П В группе не нужен ответственный. Если есть ответственный, пусть сам и работает. Один говорит, другие не слушают. Если не понял, молчи. Свое несогласие не высказывай. Правила работы в группе В группе не нужен ответственный. Если есть ответственный, пусть за всех и работает. Один говорит, другие не слушают. Если не понял, молчи. Свое несогласие не высказывай. В группе должен быть ответственный. Если не понял, переспроси. Один говорит, другие слушают. Свое несогласие высказывай вежливо. Работать должен каждый на общий результат. IХ этап. Включение нового знания в систему знаний и повторение.(7-8 минут)-Сначала предложить выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие.-Затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. VIII этап. Физкультминутка. Каждый ребенок получает карточку и выполняет самостоятельно задание. Наступила _______осень. Светит ______солнышко. В парке лежит ____ковёр из__________ листьев. Х. Рефлексия деятельности. (2-3 минуты)( итог урока)Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.-Вопросы:-Какую задачу ставили?-Удалось ли решить поставленную задачу?-Каким способом?-Какие получили результаты?-Что нужно сделать ещё?-Где можно применить новые знания? VI.Итог урока1. Сегодня я узнал … . 2. У меня получилось … .3. Было интересно ….4. Теперь я умею … . (на доске дерево без листьев) Нужно свои осенние листочки прикрепить к дереву.На верхней веточке листочки-оценили себя на 5, все получилось, все понял, было интересно.На средней веточке листочки – не все получилось, еще необходимо поработать над этой темой.На нижних веточках листочки- не понял данную тему, буду работать еще. Итак, подведём итог, что же характерно для современного урока? Цель - готовность к саморазвитию. Она включает в себя:умение самостоятельно делать выбор, адекватный своим способностям;умение ставить перед собой цель, принимать решения;умение самостоятельно находить выход из нестандартной ситуации;умение проконтролировать себя, свои собственные действия;умение адекватно оценить свои действия, выявить недочёты и скорректировать дальнейшую работу;умение согласовывать свою позицию с другими людьми, общаться. Другими словами, если раньше ребёнок выступал в роли пассивного слушателя, то в соответствии с новыми веяниями, он должен стать исследователем, который умеет сам добывать знания, работая в группе с другими детьми или самостоятельно.