Презентация к уроку Сочинение по картине И.Шишкина Сосны, освещенные солнцем (5 класс)
Золотая осень. Корабельная чаща. Сосна на скале. Утро в сосновом лесу. Первый снег. Зима в лесу (Иней). Ивы, освещённые солнцем. Лесная глушь. Лесные дали. Сосны, освещённые солнцем. Все картины посвящены изображению родной природы и написаны так выразительно и талантливо, что мы ощущаем её величие, красоту и вместе с художником любуемся просторами полей, лугов, исполинами деревьями и мощью сказочно-загадочных дремучих лесов. К какому жанру живописиотносятся все эти изображения? Пейзаж – 1) общий вид какой-нибудь местности; 2) рисунок, картина, изображающая виды природы, а также описание природы в литературном произведении. (Словарь русского языка С.И.Ожегова) Пейзажный, пейзажист Урок развития речи Сочинение по картине И.И.Шишкина «Сосны, освещённые солнцем». Цель урока:знать: что такое пейзаж;уметь: - собирать материал для написания сочинения-описания природы; - использовать в речи изобразительно - выразительные средства языка (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения); - составлять план текста; - выражать своё отношение к предмету речи. Иван ИвановичШишкин(1832-1898)«Мой девиз – быть русским. Да здравствует Россия!» «Природа всегда нова ... и всегда готова дарить неистощимым запасом своих даров, что мы называем жизнь. Что может быть лучше природы ...» И.И.Шишкин. «В рисунке природы не должно быть фальши. Это все одно, что сфальшивить в молитве, произнести чужие и чуждые ей слова», - так полагал Иван Иванович Шишкин, Академик (1865г.) и профессор (1873г.) живописи Петербургской академии художеств, и последовательно воплощал эту мысль в своих знаменитых полотнах. И. И. Шишкин — один из самых выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века. Невыразимую любовь к родной природе он перенес на свои полотна, воспевая в каждой картине красоту и величие бескрайних русских полей и лесов, восхищаясь не только могучими дубравами, но и пестротой обычных полевых цветов. Он глубоко понимал душу природы, картины писал он не для себя, а для других, для зрителей. Он умел радоваться любым деревьям, прежде всего сосне – жизнеутверждающему герою своей живописи. О художнике можно сказать словами поэта Е.А. Баратынского: С природой одною он жизнью дышал: Ручья разумел лепетанье, И говор древесных листов понимал, И чувствовал трав прозябанье; Была ему звездная книга ясна, И с ним говорила морская волна. И.И.Шишкин - художник народный. Всю жизнь он изучал русский, преимущественно северный лес, русское дерево, русскую чащу, русскую глушь. Это его царство, и тут он не имеет соперников, он единственный. В. В. Стасов «Шишкин — верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа»."До Шишкина в России были пейзажи надуманные, такие, каких нигде и никогда не существовало". И. Крамской «Вы будете поражены изумительным знанием каждого дерева, каждой травинки, каждой морщинки коры, изгиба ветвей, сочетанием стеблей, листьев в букетах трав. Но это не холодное изучение... Без искренней любви нельзя дойти до такого точного знания... Нет, Шишкин жил своими деревьями и травами». Критики о творчестве художника. «Да, вот это живопись! Глядя на полотно, я, например, совершенно ясно ощущаю тепло, солнечный свет и до иллюзии чувствую аромат сосны». В. В. Верещагин об этюде «Сосны, освещенные солнцем. Сестрорецк». «Я никогда ничего такого живого у Шишкина не видал». В.Д.Поленов об этюде «Сосны, освещённые солнцем. Сестрорецк». Рассмотритерепродукциюкартины. Что изображено на переднем плане? на заднем?Что особенно привлекает ваше внимание? Какой день изобразилхудожник?Какое настроение он передал?Попробуйте объяснитьзамысел автора. Что чувствуете, ощущаете, глядя на картину?Какие запахи можно учуять?Какое состояние природы передаёт живописец? Как, с помощью чего удалось художнику передать ощущение жаркого летнего дня, запах нагретого солнцем сосен, состояние покоя и неги в природе? Прочитайте стихотворение С.Я.Маршака «Бор» (упр.395, Учебник).Какую картину нарисовал поэт? Каким он видит сосновый бор?Совпадает ли настроение, которым наполнены стихотворение и картина? В каком жанре будет ваше сочинение?Подумайте, с какого общего признака начнёте своё сочинение?Что и в какой последовательности будете описывать? Составьте план сочинения.I. Вступление.II. Основная часть. 1. 2. 3. 4.III. Заключение. План.I.И.И.Шишкин – певец русского леса.II. «Я никогда ничего такого у Шишкина не видал». (В.Д.Поленов). 1.Лес. 2.Опушка. 3.Сосны, освещенные солнцем. 4.Настроение картины. Замысел художника.III.Мысли и чувства, вызванные картиной. Словарная работа.Подберите к словам синонимы: - художник – - картина – - вершина(дерева) – цвет природа ветви ствол свет лес сосны метафоры эпитеты Подберите к словам эпитеты и метафоры: потоки солнца, струя света солнечный, ослепительный, теплый, благодатный свет зеленый терем, царство деревьев, могучая стена полный тихой поэзии, русский, вековой лес зеленые великаны,богатыри, красавцы высокие, стройные,величественные, освещенные солнцем сосны метафоры эпитеты Подберите к словам: золотистый, изумрудный, красноватый, зеленовато-коричневый, зеленый, желтый цвет величественная, могучая, северная, русская природа изгибы ветвей раскидистые,смолистые, толстые ветви сучковатый, корявый, длинный,облупившийся ствол метафоры эпитеты Орфографическая работа. Ч…р…дей, м…кушка, заж…гает, с…яние, (в)высь, пор…сль, облупившийся, благ…датным, (не)б…гатая р…стительность, (на)яву, ар…мат, изысканность, вел…чавый, в…схищат…ся, изумрудный, м…рщинистый, п…гожий день, ск…льзящие тени, исп…лины-д…рев…я Проверка Чародей, макушка, зажигает, сияние, ввысь, поросль, облупившийся, благодатным, небогатая растительность, наяву, аромат, изысканность, величавый, восхищаться, изумрудный, морщинистый, погожий день, скользящие тени, исполины-деревья