Выступление на РМО Запоминание словарных слов методом ассоциаций


Запоминание словарных слов методом ассоциацийУчитель: Ситникова С .О. Вот слова словарные –Трудные, коварные.Без проверочной родниВ словаре живут одни. Проблема Многолетний опыт работы показал, что не смотря на кропотливую работу по запоминанию словарных слов, учащиеся продолжают делать ошибки.Многократно возникал вопрос, как за короткий промежуток времени достичь хорошего результата, то есть при наименьших усилиях научить запоминать словарные слова надолго, прочно, основательно? Педагогами разрабатываются  и применяются различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Один из действенных методов, дающий прекрасные результаты, –  это метод ассоциативного запоминания словарных слов. Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций. Удачно подобранное слово-ассоциация становится "проверочным"  для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. И хоть оно и не является однокоренным родственником словарному слову, но выделить и запомнить в нём  нужную орфограмму ребёнку очень поможет. Ассоциативный образ подбирается так, чтобы он был связан со словарным словом каким-то общим признаком: цветом, формой, действием, материалом, количеством, звучанием, назначением, местом расположения и т.д. Ассоциативное проверочное слово должно иметь в своём написании не вызывающую сомнения (т.е. находящуюся под ударением) букву, которая является сомнительной в словарном слове. Для лучшего зрительного восприятия рекомендуется объединить словарное слово  с его ассоциативным образом путём пересечения этих слов через сомнительную орфограмму Требования к ассоциативному образу Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по:Цвету иней- снег, белыйФорме корзина- овальнаяМесту завод- трубаЗвучанию эстафета- «Эй!»Действию стакан- ставлюНазначению капуста- заяцМатериалу газета- бумагаАссоциативный образ должен иметь в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове. Метод графических ассоциаций При запоминании написания словарного слова надо сделать рисунок, обозначающий само слово, и обыграть в нём запоминаемую букву. Она может быть большая или маленькая, печатная или письменная, любого шрифта. Звуковые (фонетические) ассоциации Предпочтителен в тех случаях, когда фраза из созвучия и словарного слова особенно удачна. завтракНа завтрак раки Практические рекомендации и выводы Применение ассоциативного метода способствует успешному запоминанию словарных слов. Повышается интерес к обучению, учащиеся находятся в постоянном поиске, творческий процесс приносит радостные эмоции и удовольствие от работы. Самое главное, дети стали хорошо учиться. Ассоциативный метод имеет ряд ограничений: Нельзя навязывать взрослые ассоциации ребёнкуНельзя перегружать ассоциациями память