Компьютерная презентация методической разработки раздела «Физика атомного ядра»курса « Физика»11 класс


Компьютерная презентация методической разработки раздела «Физика атомного ядра»курса « Физика»11 класс 2013 г. Управление образования администрации городского округа г . ВыксаНижегородской областиМуниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа №3  Образование: высшееСпециальность: учитель физики и математики Стаж педагогической работы: 15 летНаграды: Благодарность УО, благодарности директора школы СолнышкинаЕленаИвановна Пояснительная записка Физика – единая наука без четких граней между ее разными разделами, но в данной методической разработке в соответствии с традициями выделен раздел «Физика атомного ядра» физической теории «Квантовая физика». Актуальность методической разработки заключается также в том, что содержание данного раздела отражено в Спецификации Обобщенного плана варианта КИМ ЕГЭ 2013 года по физике: задания А18 и А19 базового уровня (с выбором ответа); А25 повышенного уровня части 3 (расчетные задачи); задание С6 высокого уровня. Физика: учебник для 11 кл. общеобразовательных учреждений  - М.: Просвещение, 2010.Поурочные разработки по физике:11 класс / В. А. Волков. - М.: ВАКО, 2006.Сборник задач по физике. 10-11 классы / А. П. Рымкевич. – М.: Просвещение, 2011.Контрольно-измерительные материалы. Физика: 11 класс / Сост. Н.И.Зорин. – М.: ВАКО, 2010.Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы \Л.А.Кирик. – М.: Илекса, 2004Учебно-методический комплект Цели и задачи разделаОбразовательные: познакомить с процессами, происходящими в атоме и атомном ядре; изучить величины, характеризующие процессы, происходящие в атомном ядре, законы, которым они подчиняются; сформировать систему знаний по теме «Физика атомного ядра»; научить применять систему знаний по ядерной физике для решения задач.Развивающие: развивать умение анализировать, структурировать и обобщать изученный учебный материал; формировать навыки самостоятельной работы с элементами исследований; способствовать развитию у обучающихся умений использовать научные методы познания: наблюдение, гипотеза, эксперимент.Воспитательные:воспитывать бережное отношение к окружающей среде;воспитывать мировоззренческое понятие о познаваемости мира;воспитывать чувство само- и взаимоуважения при работе в творческом коллективе, чувство ценности интеллектуального труда. Ожидаемые результаты освоения раздела программы описывать и объяснять физические явления и свойства тел: радиоактивность, протонно – нейтронную модель ядра;применять систему знаний для решения качественных и расчетных задач;приводить примеры практического использования физических знаний: законов ядерной физики в создании ядерной энергетики; навык работы с информациейкоммуникативные навыкинавык контроля и самоконтролянавык самооценки ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИ•смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, атом, атомное ядро, дефект масс, энергия связи, радиоактивность;•смысл физических величин: период полураспада, дефект масс, энергия связи, удельная энергия связи;•смысл физических законов: законы сохранения электрического заряда и массового числа, законы радиоактивного распада; Современные образовательные технологиииформационно-коммуникативные здоровьесберегающие проблемное обучение дифференцированное обучение Личностно-ориентированная технология Методы осуществления учебно-познавательной деятельностиРепродуктивныеПродуктивныеРепродуктивныйОбъяснительно-иллюстративныйИсследовательский Частично-поисковыйПроблемный По источнику передачи и восприятия учебной информации Методы обученияпо характеру деятельности обучающихся (И.Я.Лернер и М.Н. Скаткин) - частично-поисковый метод; проблемное изложение материала;по дидактическим целям (Ю.К.Кабанский) – метод контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности;по дидактическим задачам (М.А.Данилов, Б.П.Есипов) – метод приобретения новых знаний; методы по применению знаний на практике; методы проверки и оценки знаний и умений. Формы организации работыфронтальнаяиндивидуальнаягрупповая ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭОР НПЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные системы (ОМС). Система деятельностиЭтап урока/примерыМетод обучения проверка домашнего задания:конспектированиезаполнение таблицподготовка реферата, презентациирепродуктивныйчастично-поисковыйисследовательскийобъяснение нового материала:лекциябеседаобъяснительно-иллюстративныйчастично-поисковыйзакрепление нового мате­риала:фронтальный опросзаполнение таблицвыполнение тестоврепродуктивныйчастично-поисковыйпостановка творческой задачи:частично-поисковыйисследовательскийпостановка проблемы после проведения эвристической беседы:частично-поисковыйисследовательскийпоказ видео-фрагментовобъяснительно-иллюстративныйтворческая работа:подготовка реферата, презентациичастично-поисковыйисследовательскийфронтальный экспериментисследовательскийрешение задаччастично-поисковыйвзаимообученияподведение итогов:самооценкавзаимооценка Тематическое планирование№ урокаТЕМА 4.3. Физика атомного ядра (14 ч)Параграф99/1Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений97100/2Открытие радиоактивности98101/3Альфа-, бета- и гамма- излучения99102/4Радиоактивное превращение100103/5Закон радиоактивного распада. Период полураспада. 101104/6Изотопы102105/7Открытие нейтрона. Состав ядра атома103, 104106/8Строение атомного ядра. Ядерные силы. Энергия связи атомных ядер105107/9Ядерные реакции.106108/10Энергетический выход ядерных реакций. Решение задач.106109/11Деления ядер урана. Цепные ядерные реакции107, 108110/12Ядерный реактор109111/13Термоядерные реакции применение ядерной энергии.110, 111112/14Получение радиоактивных изотопов и их применение. Биологические действие ионизирующих излучений112,11311 класс. Профильный уровень. 5 ч/нед (170ч/год) Разработка урока по теме:«Период полураспада. Закон радиоактивного распада»Тип урока: комбинированный.Цели урока:Образовательные: ввести понятие периода полураспада, вывести закон радиоактивного распада, научить решать задачи разного типа по теме урока.Развивающие: продолжить формирование умения анализировать, обобщать, применять полученные знания при решении задач (качественных, графических, расчетных), умения работать в группе, развитие самостоятельности.Воспитательные: продолжить формирование основ диалектико-материалистического мировоззрения учащихся (представлений о статистических закономерностях микромира). Оборудование : ноутбук, мультимедиа-проектор, компьютеры для учеников, с подключением к сети Интернет, 50-60 штук монет или пуговиц одного размера, картонка, мягкая горизонтальная поверхность (ткань)..Дидактические материалы: Федеральный центр информационно – образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/ Этапы деятельности учеников на уроке{5DA37D80-6434-44D0-A028-1B22A696006F}№Этапы урокаВремяВиды деятельности1Организационный момент1 минПриветствие2Проверка домашнего задания 8 минВыполняют индивидуальные задания 3Целеполагание3 минФормулируют тему и цель урока4Актуализация опорных понятий темы. 3 минФронтальный опрос5Объяснение нового материала 8 мин.Слушают объяснение учителя. Отвечают на вопросы 6Первичная проверка понимания и закрепление новых знаний и способов деятельности5 минРешают тестовые задания, выполняют экспериментальное задание 7Практикум12 минРешают задачи, работа в группах 8Подведение итогов урока РефлексияДомашнее задание5 минОбобщение полученных знаний ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ На этапе проверки домашнего задания использую интерактивные задачи и интерактивное тестирование, применяю ЭОР http://fcior.edu.ru/card/10896/zadachi-na-radioaktivnye-prevrasheniya.htmlhttp://fcior.edu.ru/card/9904/estestvennaya-radioaktivnost.html Подготовка к усвоению нового материалаНа этом этапе я использую фронтальный опрос и беседу с целью активизации имеющихся знаний, необходимых для изучения нового материала, концентрации внимания, включения учащихся в активную продуктивную работу. Этап усвоения новых знаний Для наглядности и повышения познавательного интереса активно использую презентацию и физический эксперимент.

Этап проверки и закрепления новых знаний С помощью решения качественной и количественной задач закрепляются новые знания, полученные на уроке. Ученики самостоятельно выполняют решение задачи в группе. Литература.Минькова Р.Д., Свириденко Л.К., Проверочные задания по физике. – М.: Просвещение, 1992. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в современном образовании. - М.: Академия. 2010.Разумовский В.Г., Браверманн Э.М. Урок физики в современной школе (творческий поиск учителя). - М.: Просвещение, 1993.Селевко Г.К., Дифференциация учебного процесса на основе интересов детей. – М.: Педагогика, 1996.Уровневая дифференциация обучения. Из опыта работы. Выпуск 12. / Сост. О.Б. Логинова. – М.: «Образование для всех», 2002.Якиманская И.С., Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Просвещение, 1996.         СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ