Пути и методы повышения эффективности урока
Пути и методы повышения эффективности урока Урок – главная составная учебного процесса. Учебная деятельность учителя и учащихся в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью, его атмосферой. Для того чтобы этот уровень был достаточно высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным педагогическим произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание? С чего же надо начинать подготовку к уроку: 1. Четко определить и сформулировать для себя его тему;2. Определить место темы в учебном курсе;3. Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;4. Обозначить для себя ту часть учебного материала урока, которая будет использована в дальнейшем, иначе говоря, посмотреть на урок сквозь призму перспективы своей деятельности.5. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока – зачем вообще он нужен? В связи с этим надо обозначить обучающие, развивающие и воспитывающие функции урока.6. Спланировать учебный материал урока.7. Продумать «изюминку» урока. Каждый урок должен содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг учеников – одним словом, то, что они будут помнить, когда все забудут. Это может быть интересный факт, неожиданное открытие, красивый опыт и пр. 8. Сгруппировать отобранный учебный материал. Для этого подумать, в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся.9. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке, для чего подумать:Что контролировать;Как контролировать;Как использовать результаты контроля.При этом не забывать, что чем чаще контролируется работа всех, тем легче увидеть типичные ошибки и затруднения, а также показать учащимся подлинный интерес учителя к их работе.10. Подготовить оборудование для урока.11. продумать задания на дом: его содержательную часть, а также рекомендации по его выполнению12. Подготовленный таким образом урок должен лечь в конспект. Что надо помнить, готовя конспект урока? Конспект должен содержать три основные части: ФормальнуюСодержательнуюАналитическуюФормальная часть выглядит так:Урок № ДатаТема:Тип урока Вид урокаЦельЗадачи: обучающие – развивающие – воспитывающие – Оборудование : 1 ___________ 2 ___________ 3 ___________Последовательность отдельных этапов урока Содержательная часть – состоит из двух частей:1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решающие задачи, рекомендации по выполнению домашнего задания. Особенное внимание обратить на то, чтобы вопросы учителя в конспекте были выделены другим цветом;2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают ученики и учитель.Аналитическая часть – заполняется после урока. А сейчас остановимся на методах обучения, используемых учителем в учебном процессе.Объяснительно-иллюстративныеРепродуктивныеПроблемно-сообщающиеЧастично-поисковыеИсследовательскиеКаждый из этих методов можно адаптировать для групп учащихся , используя их предварительное деление на:Словесные (индивидуальные, дедуктивные, традуктивные)Наглядные (индивидуальные, дедуктивные, традуктивные)Практические (индивидуальные, дедуктивные, традуктивные) ПТ НТ СТ ПД НД СД ПИ НИ СИ Упражнение на классификацию подобных предметов, явлений, событий, фактов, процессов Анализ таблицы, схемы, плана на сравнение описания двух групп предметов, явлений, событий, фактов, правописание двух групп слов Беседа на сравнение двух объектов, правил, событий, явлений и факторов Практическая работа на применение знаний закона, алгоритма, темы, основных закономерностей Письменное упражнение на применение знаний сиспользованием таблиц, схем Беседа с опорой на правила, законы Упражнение Описание схемы, алгоритма рассказ ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНЫЕ