Презентация к уроку Научно-техническая революция
«Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать» Академик Р.В. Хохлов. - показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части. 1. Понятие НТР.2. Характерные черты НТР.3. Составные части НТР. Философский словарь: перерыв постепенности, скачкообразный переход количественных изменений в качественные изменения в процессе развития Словарь С.И. Ожегова:коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому Что это? Существенные признаки Понятие Задание № 1 Сформулируйте определение понятия «НТР» пользуясь схемой: - коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную силу общества. - это постепенное поступательное развитие производительных сил, который является эволюционным развитием общества. НТР дала начало гигантскому приращению материальных и духовных возможностей человека.Мы живем в эпоху дальнейшего углубления НТР. Превращение науки в в непосредственную производительную силу общества Эволюционное развитие общества Глубокие изменения Поступательное Быстрые Постепенное НТР НТП Задание №2. Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений? Научно – технические революции I НТРXVIII - XIX вв. III НТРсередина XX вв. II НТРконец XIX – начало XX вв. I НТР (XVIII - XIX вв.) Переход от ручного труда к крупному машинному производству, использование энергии пара. + + II НТР (конец XIX – начало XX вв.) Использование электроэнергии, появление новых отраслей хозяйства: машиностроения, самолетостроения, производство алюминия и др. III НТР (середина XX вв.) Использование атомной энергии, развитием электроники, космической техники. Универсальность, всеохватность Ускорение научно - технических преобразований Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов Военно-технический характер Задание № 3 Прочитайте текст учебника на стр. 91 пункт 2 и приведите примеры универсальности и всеохватности НТР.Вопрос:Назовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеют пользоваться Ваши мама, бабушка? Преобразует все отрасли и сферы деятельности человека:- характер труда;быт человека;культуру;психологию людей. Оборудование современной квартиры Резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производствоБыстрый моральный износ продукцииПостоянное обновление продукции 112 лет Фотография 56 лет Телефон 35 лет Радио 18 лет Рентген 12 лет Телевидение 6 лет Атомная бомба 3 года Транзисторы 2 года Солнечные батареи Внедрение в производство Научное открытие Наука Техника и технология Производство Управление - измеряется уровнем (долей) затрат на научные исследования и разработки в общих затратах на производство. 90% научных работников, когда – либо живших на Земле, - наши современникиНаучных работников в мире 5 – 6 млн. человекЗатраты на науку в развитых странах составляют 2 – 3% ВВП, а в развивающихся 0,5%.Возникновение технополисов.Рост наукоемкости производства, появление новейших отраслей. РАСХОДЫ НА НАУКУ В % ОТ ВВП (2010 -2011г) ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ 2,5% США, ШВЕЦИЯ, ФРАНЦИЯ, ГЕРМАНИЯ, ШВЕЙЦАРИЯ, ЯПОНИЯ ВЫШЕ СРЕДНЕГО 2-2,5% ВЕЛИКОБРИТАНИЯ, НИДЕРЛАНДЫ, ФИНЛЯНДИЯ СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ 1-2% КАНАДА, АВСТРАЛИЯ, ИТАЛИЯ. АВСТРИЯ. НОРВЕГИЯ, РОССИЯ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ 0,5-1% КИТАЙ, ИНДИЯ, ЮАР. БРАЗИЛИЯ, ЧИЛИ ОЧЕНЬ НИЗКИЙ УРОВЕНЬ < 0.5% ТУРЦИЯ, МЕКСИКА, АРГЕНТИНА, КОНГО + Цель новых технологий – повышение экологической активности производства, производительности труда, ресурсосбережение и охрана природы. Функции:трудосберегающая;ресурсосберегающая;природоохранительная;информационная. - дальнейшее совершенствование уже известной техники и технологииВопрос: Приведите примеры эволюционного пути развития техники и технологии. - переход к принципиально новой технике и технологии. Интегральные микросхемы Ведущие компании по производству микропроцессоров – INTEL и AMD + Задание № 4. Приведите примеры эволюционных и революционных изменений в различных отраслях мирового хозяйства. Заполните таблицу в рабочей карточке. Электронизация Комплексная автоматизация Перестройка энергохозяйства Производство новых материалов Применение биотехнологий Космизация Задание №5Распределите конструкционные материалы по группам. + + § 1 тема 4. Подготовить презентацию (4-5 слайдов) по темам: ЭлектронизацияКомплексная автоматизацияПерестройка энергохозяйстваПроизводство новых материалов. В первой строке задается тема одним словом (обычно – существительным).Во второй строке двумя-тремя словами дается характеристика темы (это могут быть не только прилагательные, так как в русском языке в функции определения выступают различные части речи).В третьей строке дается динамичная характеристика темы (как правило, эта строка насыщена глаголами).Четвертая строка должна выразить отношение автора к теме.В пятой строке автор одним словом дает синоним (возможно, контекстуальный) исходного слова, который существенно расширяет представление о теме или предмете синквейна. СуществительноеПрилагательноеГлаголПредложение из нескольких словЭмоция