Презентация к уроку по географии на тему Научно-техническая революция
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ (НТР): ЧЕРТЫ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ.УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ ЛИСЕНКО Ю.В. ГОКУ АО «ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКЛА ПРИУЧРЕЖДЕНИЯХ ИПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЯ» ФКУ ИК-8
Цели и задачи: Показать особенности развития НТР, ее характерные черты и составные части.Сформировать понятие НТР; познакомить с чертами и частями НТР.Формировать умение слушать и выделять главное в содержании, схематически составлять конспект.Показать масштабы научно-технических достижений человечества.
ЭПИГРАФ: «Если человек мечтает что-то сделать в науке, единственный путь – не сидеть сложа руки под ее древом и, уповая на свои способности, на счастливый случай, ждать, когда о твою голову стукнется «яблоко» Ньютона, а научиться самоотверженно и системно работать» Академик Р.В. Хохлов.
ЗАДАНИЕ:В ПРОЦЕССЕ ЛЕКЦИИ ДОПОЛНИТЬ СХЕМОКОНСПЕКТ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯСФОРМУЛИРОВАТЬ КРАТКИЕ ВЫВОДЫПЛАН ЛЕКЦИИНаучно-техническая революцияХарактерные черты НТР.Составные части НТР.Понятие о геоинформационных системах.
Научно-техническая революция -РРЕВОЛЮЦИЯ - Это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.Это коренной переворот, резкий скачкообразный переход от одного качественного состояния к другому. (С.И.Ожегов)
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Научно-технический прогрессНТРНТП – это постепенное, поступательное развитие производительных сил, которое является эволюционным развитием общества.НТР – Это коренной качественный переворот в производительных силах человечества, основанный на превращении науки в непосредственную производительную силу общества.Задание №1: Проанализируйте две формулировке, сравните их и найдите, в чем главное отличие двух явлений?
Черты НТР:Военно-техническая революция
Универсальность, всеохватность. Сканирующий зондовый микроскопРобот- планетоходНазовите новую технику, появившуюся у вас дома за последние 10 лет. Какой техникой не умеет пользоваться ваша бабушка, мама?
Оборудование современной квартиры
Генная инженерия;Интернет;Клонирование млекопитающих;Атомная энергетика;Лазеры;Компьютерная виртуальная реальность;Кремниевые микрочипы;Волоконно- оптическая связь;Факс;Мобильная телефонная связь;Нанотехнологии;Томография;Телевидение;Запись информации на CD-дисках;Радиолокация;Термоядерный синтез;Молекулярные микрочипы;Реактивная авиация;Синтез пластмасс;Шариковая авторучка;Застёжка «молния»;Ксерокс;Акваланг;Перфторан-кровезаменитель.Наиболее значимые изобретенияи технологии XX века( по данным опроса в сети Интернет)
Ускорение научно-технических преобразований - Сокращение разрыва во времени между научным открытием и его внедрением в производствоМоральный износ наступает раньше, чем физический, поэтому для некоторых классов ремонт машин теряет смысл (например: компьютеры, видеокамеры, телевизоры и т.д.)Задание №2:Проанализируйте таблицу и найдите пример, который бы подтверждал эту черту НТР, сделайте выводы.
Повышение требований к уровню квалификации трудовых ресурсов. Индекс уровня образования в странах мира
Военно-техническая революция. Водородная бомбаАтомная бомбаАтомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки
Составные части НТР
НАУКАВ мире насчитывается от 5 до 6 млн. научных работников. При этом на США, Германию, Японию, Францию и Великобританию приходится более 80% научных сотрудников, более 80% всех инвестиций в науку, почти все изобретения, патенты, лицензии и присужденные Нобелевские премии. В развитых странах по числу учёных и инженеров занимают: 1 место – США, 2 место – Япония, страны Западной Европы.Однако различия между развитыми и развивающими странами в сфере науки особенно велики: Расходы на науку в развитых странах составляют 2-5% ВВП;В развивающихся странах затраты на науку в среднем не превышают 0,5 % ВВП.Задание № 4: По диаграмме «Рейтинг стран по уровню расходов на ИНОКР» определить долю расходов (% от ВВП) на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в странах мира.
НИОКР -Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы
Техника и технология - {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Эволюционный путьразвитияРеволюционный путь развитияДальнейшее совершенствование техники и технологииПереход к принципиально новой техники и технологиивоплощают в себе научные знания и открытия.
Производство: шесть главных направлений развития{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Направление развитиясутьЭлектронизациянасыщение всех областей человеческой деятельности средствами ЭВТКомплексная автоматизацияпоявлением микропроцессоров развитие робототехникиПерестройка энергетического хозяйстваСтроительство атомных электростанцийПроизводство новых материалов. синтетические полимеры, композиционные, полупроводниковые, металлокерамические материалы.Ускоренное развитие биотехнологийТехнологии для изменения генетического материала растений, животных и микробов в целях создания новых продуктов.КосмизацияРазвитие аэрокосмической промышленности
Управление:
Итоговое задание по теме: «НТР» Определите место перечисленных ниже положений в таблице:Производство новых материалов.Комплексная автоматизация.Перестройка энергетического хозяйства.Ускоренное развитие биотехнологии.Ускорение научно-технических преобразований.КосмизацияПовышение требований к уровню квалификации.Зарождение НТР как военно-технической революции.Универсальность и всеохватность.Электронизация.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Главные черты НТРГлавные направления развития производства в эпоху НТР