Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения, где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Принципи
« Если мы будем учить сегодня так,как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра». Джон ДьюиТребования к современному уроку в условиях введения ФГОС нового поколения учитель начальных классов МКОШИ им.И.К.Каниди Бигаева Мадина Викторовна
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут: • анализировать свои действия; • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия; • отличаться мобильностью; • быть способны к сотрудничеству; • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально- экономическое процветание.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.В ЧЁМ НОВИЗНА ?
Требования предъявляемые к современному уроку:хорошее начало и хорошее окончание;четко сформулированы тема, цель, задачи урока;урок должен быть проблемным и развивающим; учитель организует проблемные и поисковые ситуации;вывод делают сами учащиеся;минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;времясбережение и здоровьесбережение;учет уровня и возможностей учащихся;урок должен быть добрым.
Планируемые результаты:три основные группы результатовЛИЧНОСТНЫЕМЕТАПРЕДМЕТНЫЕПРЕДМЕТНЫЕСамоопределение:внутренняя позиция школьника;самоуважение и самооценкаСмыслообразование:мотивация (учебная, социальная);границы собственногознания и «незнания»Регулятивные:управление своей деятельностью;контроль и коррекция;инициативность и самостоятельностьКоммуникативные:речевая деятельность;навыки сотрудничестваОсновы научныхзнанийОпыт по получениюи преобразованиюнового знанияМорально-этическаяориентация:ориентация на выполнениеморальных норм;Познавательные:работа с информацией;работа с учебными моделями;использование знако-символическихсредств, общих схем решения;выполнение логических операцийсравнения, анализа, обобщения,классификации, установленияаналогий, подведения под понятиеПредметные и метапредметныедействия сматериаломЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕЛИЧНОСТНЫЕ
УУДФОРМИРУЮТСЯ В ПРОЦЕССЕ….
style.rotation
Основные типы уроков остаются прежними, но в них внесены изменения: 1. Урок изучения нового. 2. Урок закрепления знаний. 3. Урок комплексного применения знаний.Это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знанийЭто: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация. Имеет целью выработку умений по применению знаний. Это: практикум, лабораторная работа, семинар и т.д. Имеет целью выработку умений самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.4. Урок обобщения и систематизации знаний. Это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему.5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний.Это: контрольная работа, зачет, коллоквиум, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками.
Учебная ситуацияСоздание учебной ситуации должно строиться с учетом:• возраста ребенка;• специфики учебного предмета и уровня сформированности УУД учащихся. Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:• предъявить противоречивые факты, теории;• обнажить житейское представление и предъявить научный факт;• использовать приемы «яркое пятно», «актуальность».
Воспитательные требования:Выявление и использование на уроке воспитательных возможностей, содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии;Четкая постановка воспитательных целей и реализация этих целей через систему воспитательных задач;Организация сотрудничества в процессе урока.
Психологические требованияУчитель должен всесторонне изучать и учитывать на уроке психологические особенности каждого ученика;Психологическое состояние учителя и учащихся влияет на результаты урока, поэтому учитель должен отличаться; самообладанием и самоконтролем, чтобы преодолевать отрицательное состояние на уроке;На результаты урока влияет отношение учащихся к знаниям, учению. Оно зависит от мотивов учения и других факторов. Учитель должен уметь руководить мотивами, поддерживать положительные мотивы, формировать интерес и потребности к знаниям, создавать чувство радости, познания, удовлетворения успехами в работе;Все требования должны быть разумными, проверенными, доступными для школьника, они должны быть уверены, что эти требования диктуются необходимостью;Учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования. Всё это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважениям к детям.
Организационные требования :Организационная чёткость, рациональное использование всего времени урока;Гибкая, но вместе с тем чёткая структура, соответствующая цели, содержанию и методам проведения урока, использование различных типов уроков (урок усвоения знаний, формирования навыков и умений, применения знаний, умений и навыков, обобщения, систематизации знаний, проверки знаний, умений и навыков, комбинированный урок).
Характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС НОО второго поколенияПредмет измененийТрадиционная деятельность учителяДеятельность учителя, работающего по ФГОС НООПодготовка к урокуУчитель пользуется жестко структурированным конспектом урокаУчитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обученияПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендацииПри подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы, материалы коллег. Обменивается конспектами с коллегами
Основные этапы урокаОбъяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителяСамостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)Главная цель учителя на урокеУспеть выполнить все, что запланированоОрганизовать деятельность детей:- по поиску и обработке информации;- обобщению способов действия;- постановке учебной задачи и т. д
Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д.
Форма урокаПреимущественно фронтальнаяПреимущественно групповая и/или индивидуальнаяНестандартное ведение уроков–Учитель ведет урок в параллельном классе, урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит с поддержкой тьютора или в присутствии родителей обучающихся
Взаимодействие с родителями обучающихсяПроисходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процессИнформированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями школьников может осуществляться при помощи Интернета
Образовательная средаСоздается учителем Выставки работ обучающихсяСоздается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации) Зонирование классов, холлов
Результаты обученияПредметные результатыНе только предметные результаты, но и личностные, метапредметныеНет портфолио обучающегосяСоздание портфолиоОсновная оценка – оценка учителяОриентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценкиВажны положительные оценки учеников по итогам контрольных работУчет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.Желаю вам, чтоб дети в вашем классеСветились от улыбок и любви,Здоровья вам и творческих успехов В век инноваций, новизны!
Спасибо за внимание!