Презентация классного часа из цикла Родная земля в произведениях русских писателей (5 класс)
“ РОДНАЯ ЗЕМЛЯ - САМОЕ ВЕЛИКОЛЕПНОЕ, ЧТО НАМ ДАНО ДЛЯ ЖИЗНИ. ЕЕ МЫ ДОЛЖНЫ ВОЗДЕЛЫВАТЬ, БЕРЕЧЬ И ОХРАНЯТЬ ВСЕМИ СИЛАМИ СВОЕГО СУЩЕСТВА". К.Г. Паустовский. Классный час. 5 класс Паустовский Константин Георгиевич 1892-1968 "Я не променяю Среднюю Россию на самые прославленные и потрясающие красоты земного шара…» Биография Певец родного края и русской природы Константин Георгиевич Паустовский родился в 1892году в Москве.Его семья несколько раз переезжала с места на место, сначала в Псков, потом в Вильно, и, в конце концов, обосновалась в Киеве. В детстве большая дружба связывала Костю Паустовского с его бабушкой Викентией Ивановной. “Несмотря на разницу лет, у нас было много общего, - вспоминал он позднее. – Бабушка любила стихи, книги, деревья, небо и собственные размышления.”. Когда в 1912 году был напечатан первый Костин рассказ, бабушка устроила праздничный завтрак и надела черное шелковое платье, которое обычно надевала в самые большие праздники. С детства Костя очень любил легенды и сказки, которые он слышал от бабушки и деда. Они будили в мальчике фантазию, стремление к добру и справедливости. Этими качествами писатель наделил и героев своих произведений. Такого мальчика - «выдумщика», который слышал, как шептались рыбы, видел, как барсук лечил нос, мы встречаем в рассказе «Барсучий нос», Ваня Малявин, несет к ветеринару зайца с обожженными лапами из рассказа «Заячьи лапы», - добрый, отзывчивый ребенок. Уже в ранней юности, кончая гимназию, Костя решил стать писателем. Но он понимал, что прежде чем стать писателем, человек должен очень многое узнать и увидеть. “С детских лет мне хотелось увидеть и испытать всё”, - писал он. На всю жизнь запомнил писатель слова отца: «Ты испытаешь в жизни много значительного и интересного, если сам будешь значительным и интересным." Между первым напечатанным рассказом и выходом в свет “Кара-Бугаза”, книги, принёсшей Паустовскому широкую известность, прошло 20 лет. Это были годы напряженнейшего труда, познания жизни, накопления жизненного опыта. Он работал вожатым и кондуктором на московском трамвае, а когда началась война, стал санитаром поезда. После войны он вел скитальческую жизнь, работал в разных городах на заводах, в рыбачьей артели на Азовском море, репортером в газете. В середине 1950-х годов к Паустовскому пришло мировое признание. Паустовский получил возможность путешествовать по Европе. Он побывал в Болгарии, Чехословакии, Польше, Турции, Греции, Швеции, Италии и др. странах; в 1965 долго жил на о. Капри. Но все эти красоты не могли заменить ему любимый край, о котором он писал: «Самое большое, простое и бесхитростное счастье я нашёл в лесном Мещерском краю. Счастье близости к своей земле. Средней России — и только ей — я обязан большинством написанных мною вещей…» Стальное колечко Такую же любовь к родной земле и радость жить на ней испытывает Варюша, «цветок-лепесток в валенках», героиня сказки «Стальное колечко». Чтобы повидать белый свет со всеми его чудесами, Варюше можно было только надеть перстень на указательный палец, но когда она посмотрела на все эти Цветы, на липкие березовые листочки, на ясное небо и жаркое солнце, послушала перекличку петухов, звон воды, пересвистывание птиц над полями, «Успею, – подумала она. – Нигде на белом свете не может быть так хорошо, как у нас в Моховом. Это же прелесть что такое! Не зря ведь дед Кузьма говорит, что наша земля истинный рай и нету другой такой хорошей земли на белом свете!» Произведения Константина Паустовского внушают великое уважение к природе, к целесообразности ее законов, к ее возвышающей душу красоте. В своем творчестве он часто обращался к детской аудитории, создавая для нас сказки, рассказы, повести («Подарок», «Собрание чудес», «Квакша» и др.). Умение проникнуть в тайну русской природы, передать «неуловимую связь» человека и природы («бормотание родников, крик журавлиных стай») оставляет большое впечатление в сердце юного читателя. Творчество О целесообразности законов природы мы читаем в рассказе «Подарок», который начинается рассуждениями о том, что в природе многое устроено не так, как нам бы хотелось. «Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы». Чтобы сохранить воспоминания о лете, автору внук лесника, Ваня Малявин, подарил березку. «В саду поселилась осень, но листья нашей березы оставались зелеными и живыми. Горели темным пурпуром клены, порозовел бересклет, ссыхался дикий виноград на беседке. Даже кое-где на березах в саду появились желтые пряди, как первая седина у еще нестарого человека». Вот так Паустовский описывает наступление осени. Он говорит о ней, как о живом существе «В саду поселилась осень», «промелькнув за окном золотой птицей». Для него природа во всех проявлениях живая, поэтому к ней нужно относится бережно. Как-то ночью пришел первый заморозок. Он надышал холодом на стекла в доме, и они запотели, посыпал зернистым инеем крыши, захрустел под ногами. Одни только звезды как будто обрадовались первому морозу и сверкали гораздо ярче, чем в теплые летние ночи. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука - пастуший рожок пел в темноте. За окнами едва заметно голубела заря. Я оделся и вышел в сад. Резкий воздух обмыл лицо холодной водой - сон сразу прошел. Разгорался рассвет. Синева на востоке сменилась багровой мглой, похожей на дым пожара. Мгла эта светлела, делалась все прозрачнее, сквозь нее уже были видны далекие и нежные страны золотых и розовых облаков.Ветра не было, но в саду все падали и падали листья. Березы за одну эту ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым и печальным дождем. В бледном свете зари стояла в кадке маленькая береза, и я вдруг заметил - почти вся она за эту ночь пожелтела, и несколько лимонных листьев уже лежало на полу.Комнатная теплота не спасла березу. Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих взрослых подруг, осыпавшихся в холодных лесах, рощах, на сырых по осени просторных полянах. Закон природы. Если бы деревья не сбрасывали на зиму листья, они бы погибали от многих вещей - от тяжести снега, который нарастал бы на листьях и ломал самые толстые ветки, и от того, что к осени в листве накапливалось бы много вредных для дерева солей, и, наконец, от того, что листья продолжали бы и среди зимы испарять влагу, а мерзлая земля не давала бы ее корням дерева, и дерево неизбежно погибло бы от зимней засухи, от жажды. А дед Митрий, по прозвищу "Десять процентов", узнав об этой маленькой истории с березой, истолковал ее по-своему, раскрывая тайну русской природы, ее душу.- Ты, милок, - сказал он Рувиму, - поживи с мое, тогда и спорь. А то ты со мной все споришь, а видать, что умом пораскинуть у тебя еще времени не хватило. Нам, старым, думать способнее. У нас заботы мало - вот и прикидываем, что к чему на земле притесано и какое имеет объяснение. Взять, скажем, эту березу. Промеж людей есть дружба или нет? То-то, что есть. А люди заносятся. Думают, что дружба им одним дадена, чванятся перед всяким живым существом. А дружба - она, брат, кругом, куда ни глянешь. Уж что говорить, корова с коровой дружит и зяблик с зябликом.Убей журавля, так журавлиха исчахнет, исплачется, места себе не найдет. И у всякой травы и дерева тоже, надо быть, дружба иногда бывает. Как же твоей березе не облететь, когда все ее товарки в лесах облетели? Какими глазами она весной на них взглянет, что скажет, когда они зимой исстрадались, а она грелась у печки, в тепле, да в сытости, да в чистоте? Тоже совесть надо иметь. «Прощание с летом» Как живописец использует разные цвета и оттенки в своих картинах, так и Константин Паустовский совсем другими словами, сравнениями в этом рассказе рисует времена года. Он часто замечает то, чего мы совсем не видим. Только после его картин мы тоже начинаем видеть и слышать это и удивляться, что не замечали этого раньше. Был конец ноября - самое грустное время в деревне. Несколько дней лил, не переставая, холодный дождь. В саду шумел мокрый ветер. Лето окончилось навсегда и земля уходит все дальше и дальше в глухие туманы, в неуютную темень и стужу. Темнота шумела за стенами плеском дождя и ударами ветра. «Прощание с летом» Умер дождь, умер ветер, умер шумливый, беспокойный сад. Первый снег очень к лицу земле. Земля была нарядная, похожая на застенчивую невесту. В лесах было торжественно, светло и тихо. День как будто дремал. С пасмурного высокого неба изредка падали одинокие снежинки. Зима начала хозяйничать над землей, но мы знали, что под рыхлым снегом, если разгрести его руками, еще можно найти свежие лесные цветы, знали, что в печах всегда будет трещать огонь, что с нами остались зимовать синицы, и зима показалась нам такой же прекрасной, как лето. Квакша Связь человека и природы мы наблюдаем в сказке «Квакша». В засушливую летнюю пору, когда всему урожаю грозила погибель, маленькая лягушка, которая умела только квакать, смогла вызвать дождь. Но когда появилась туча, в небе «тысячи, а может быть, десятки тысяч маленьких птиц гнали над землей дождевую тучу, не давали ей свернуть в сторону, бросались на нее несметными стаями, и от ветра, поднятого их крыльями, туча все ниже опускалась к земле и нехотя шла, ворча и громыхая, на иссохшие поля и огороды». Дождю все были рады: «вокруг густо заколосились хлеба, политые дождем, засверкали от света сырые сады, огороды, запахло сочными огурцами, помидорами и буйным укропом. И рыба начала клевать…». Герои произведений Паустовского не забывают с благодарностью относится ко всему живому. Таня сказала спасибо лягушке за то, что накликала дождь, погладила ее по маленькой холодной голове. Лягушка ничего не могла ответить, но во взгляде ее была такая преданность, что Таня сказала: «Ты живи теперь спокойно, тебя никто не тронет». Природа в художественном мире писателя - это не просто описание полей, перелесков, холмов и рек, рассветов и зорь, и не фон, на котором разворачиваются основные события. Чувство природы равнозначно для него чувству родины: "Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе". Так, например, в рассказе «Собрание чудес» описана дорога к Боровому озеру. Для всех эта была « и дорога скучная, и озеро как озеро, кругом только лес, сухие болота да брусника. Картина известная!». Но как только мы вместе с автором и его проводником, деревенским мальчиком Ваней, начали осуществлять его «тайную и немного смешную мечту», перед нами стали открываться чудеса. Автор все замечает на своем пути: в дубовом перелеске десятки муравьиных дорог, по которым непрерывно двигались рыжие муравьи; дальше встретились красные, в белую крапинку, божьи коровки. «Тихий ветер дул в лицо с овсяных полей. Овсы шелестели, гнулись, по ним бежала седая волна.» «Собрание чудес» Дальше «прошли через песчаное поле, заросшее бессмертником и полынью. Потом выбежали нам навстречу заросли молоденьких сосен. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой. Высоко в солнечных косых лучах перепархивали, будто загораясь, синие сойки. Чистые лужи стояли на заросшей дороге, и через синие эти лужи проплывали облака. Запахло земляникой, нагретыми пнями. Заблестели на листьях орешника капли не то росы, не то вчерашнего дождя» . Мы вышли к озеру. Трава выше пояса стояла по его берегам. Вода поплескивала в корнях старых деревьев. Из-под корней выскочил дикий утенок и с отчаянным писком побежал по воде.Вода в Боровом была черная, чистая. Острова белых лилий цвели на воде и приторно пахли. Ударила рыба, и лилии закачались.— Вот благодать! — сказал Ваня. — Давайте будем здесь жить, пока не кончатся наши сухари. Я согласился. Мы пробыли на озере два дня. Мы видели закаты и сумерки и путаницу растений, возникавшую перед нами в свете костра. Мы слышали крики диких гусей и звуки ночного дождя. Он шел недолго, около часа, и тихо позванивал по озеру, будто протягивал между черным небом и водой тонкие, как паутина, дрожащие струнки.Вот и все, что я хотел рассказать. Но с тех пор я никому не поверю, что есть на нашей земле места скучные и не дающие никакой пищи ни глазу, ни слуху, ни воображению, ни человеческой мысли.Только так, исследуя какой-нибудь клочок нашей страны, можно понять, как она хороша и как мы сердцем привязаны к каждой ее тропинке, роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги. Тарусские дали Так был привязан Константин Георгиевич к своей Тарусе Каждое лето Константин Георгиевич с семьей проводил в бревенчатом доме над обрывом реки Таруски. Цветник у дома Самым заметным признаком того особого уклада жизни, который отличал эту семью от всех других, были цветы и всяческие растения", - вспоминал А. Баталов. В саду стоит беседка, в которой Паустовский часто работал. "Одно из неизвестных, но действительно великих мест в нашей природе находится всего в десяти километрах от бревенчатого дома где я живу каждое лето. То место называется скромно, как и многие великолепные места в России «Ильинский омут». Такие места наполняют нас душевной легкостью и благоговением перед красотой своей земли, перед русской красотой." - К.Г. Паустовский. Ильинский омут Это благоговение перед красотой своей земли, перед русской красотой рождало в писателе такие замечательные строки: «…из-за Оки заходила высокая гроза. Ленивый гром потягивался за горизонтом, как заспанный силач распрямлял плечи, и нехотя потряхивал землю. Серая рябь пошла по реке. Бесшумные молнии исподтишка, но стремительно и сильно били в луга; далеко за полянами уже горел стог сена, зажженный ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер». («Заячьи лапы») Золотой линь Вчитываясь в картины описания природы, которые присутствуют в каждом произведении писателя, мы ощущаем свое присутствие там: мы видим, слышим и вдыхаем запахи жизни: «Сладкий конский щавель хлестал нас по груди. Медуница пахла так сильно, что солнечный свет, затопивший рязанские дали, казался жидким медом. Мы дышали теплым воздухом трав, вокруг нас гулко жужжали шмели и трещали кузнечики. Тусклым серебром шумели над головой листья столетних ив. От Прорвы тянуло запахом кувшинок и чистой холодной воды» (Золотой линь) . Природа это реки, озера и водоемы, поля, леса и сады, деревья и травы, животные, насекомые и птицы, явления природы и времена года. В единстве этого многообразия и рождается настоящая красота, которой так восторгается Константин Паустовский и вместе с ним мы. Золотой линь Как хороши были туманные и свежие утра, когда тени деревьев лежали далеко на воде и под самым берегом ходили стаями неторопливые пучеглазые голавли! В такие утра стрекозы любили садиться на перяные поплавки, и мы с замиранием сердца смотрели, как поплавок со стрекозой вдруг медленно и косо шел в воду, стрекоза взлетала, замочив свои лапки, а на конце лески туго ходила по дну сильная и веселая рыба.Как хороши были красноперки, падавшие живым серебром в густую траву, прыгавшие среди одуванчиков и кашки! Хороши были закаты вполнеба над лесными озерами, тонкий дым облаков, холодные стебли лилий, треск костра, кряканье диких уток.К вечеру пришла гроза. Она долго ворчала в лесах, потом поднялась к зениту пепельной стеной, и первая молния хлестанула в далекие стога. Рувим нес линя. Он тяжело свисал у него с плеча. С линя капала вода, а чешуя сверкала так ослепительно, как золотые купола бывшего монастыря. В ясные дни купола были видны за тридцать километров. Бабы молчали. Потом легкий шепот восторга прошел по их пестрым рядам. Мы шли через строй баб спокойно и независимо. Только одна из них вздохнула и, берясь за грабли, сказала нам вслед:- Красоту-то какую понесли – глазам больно! Заботливый цветок Жизнь, окружающая нас, хотя бы жизнь вот этого простенького и скромного цветка, бывает часто интереснее самых волшебных сказок. Есть такое растение - высокое, с красными цветами. Цветы эти собраны в большие стоячие кисти. Называется оно кипрей. кипрей - очень теплый цветок. Когда ударит осенний мороз и иней посеребрит траву, то около кипрея инея нету. Потому что вокруг кипрея стоит теплый воздух. Этот цветок выделяет из себя теплоту. И в этой теплоте растут себе без страха все соседи кипрея, все слабенькие побеги, пока зима не прикроет их, как ватным одеялом, глубоким снежком. И заметьте, что кипрей всегда разрастается рядом с молодыми соснами. Это их сторож, их защитник, их нянька. Бывает, в сильный мороз у кипрея отмерзнет вся верхушка, а он все равно не сдается, живет и дышит теплотой. Самоотверженный цветок!- Кипрей, - сказала Анюта, - не только воздух обогревает, но и почву. Так что и корешки всех этих побегов не замерзают. Заботливый цветок - Вы думаете, один кипрей такой замечательный? - спросил меня Михаил Михайлович. - Почти про каждое растение можно рассказать такие удивительные вещи, что вы просто ахнете. Что ни цветок, то прямо рассказ. Растения спасают нас от болезней, дают крепкий сон, свежие силы, одевают, кормят - всего не перечтешь. Нет у нас лучших друзей, чем растения. Да если бы я умел рассказывать сказки, я бы о каждой травинке, о каждом каком-нибудь незаметном маленьком лютике или колоске порассказал бы такое, что все старые добрые сказочники мне бы позавидовали. я ходил вместе с мальчиками и Анютой в Моховой лес, видел беличьи склады сосновых шишек, видел заросли кипрея на гарях и молодых посадках, и с тех пор я начал относиться и к белкам, и к цветам кипрея, и к молодым сосенкам как к своим верным друзьям. Заключение Так завершается круговорот: человек углубляется в природу, а она вместе с другими своими щедротами одаряет его редким голосом, как бы повелевая рассказать о своей сокровенной прелести людям, не понявшим еще, что "родная земля - самое великолепное, что нам дано для жизни. Ее мы должны возделывать, беречь и охранять всеми силами своего существа". Надо беречь наш мир, эту прекрасную, милую и такую легкоранимую землю. Во имя этой любви и заботы жил и творил замечательный русский художник, певец родной природы Константин Паустовский.