11 класс.Готовимся к итоговому сочинению по направлению  ЧЕСТЬ и БЕСЧЕСТИЕ. Вариант сочинения. 
 Направление итогового сочинения «Честь и бесчестие»Презентация по литературе учителя русского языка и литературы высшей категорииРепиной Екатерины Кирилловны
                         Какими бывают рассуждения1. Рассуждение – доказательство:                 тезис-аргументы, доказательства- вывод.                                                                     2. Рассуждение-объяснение:               Что это такое? Например, «Что такое честь?»                                                                  3.Рассуждение-размышление:             Как быть? Что делать? Почему это происходит?
                     Работа над сочинением1.Учимся писать вступление по теме.2.Работаем с основной частью сочинения, раскрываем тему:составляем первый тезис и подбираем литературные аргументы..составляем второй тезис и  подбираем литературные аргументы.3.Пишем заключение по теме сочинения.4.Проверяем черновик сочинения 3 раза (орфографию, пунктуацию, стилистику).Редактируем текст сочинения.5 Аккуратно, чётко и разборчиво переписываем гелевой ручкой сочинение на бланк ответов ЕГЭ №2.
               Учимся составлять тезисы к сочинениюКак нужно составлять тезисы для раскрытия темы сочинения?1.Задайте вопрос по теме сочинения.2. Дайте ответ на этот вопрос.3.Этот ответ и будет тезисом к основной части сочинения. 4.Докажите тезисы, используя литературные аргументы. При этом текст пересказывать не нужно. Необходимо написать собственные  размышления и рассуждения, используя аргументы из книг. 
 Итоговое сочинение «Честь и бесчестие». Базовый уровень.1. Вступление. Честь… Что же это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна  удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Для   большинства  из нас состояние утраченной чести ( бесчестия) – это тяжёлая боль в душе, так как именно такое состояние нарушает нашу духовную связь другими людьми, с обществом. Без чести нет у человека настоящей   жизни.  
                     Основная часть сочиненияКлассики мировой художественной литературы, в том числе и русской, создали  немало произведений, где рассказывается о таких героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так, в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» проблеме чести уделяется самое серьёзное внимание. Автор показывает двух  русскихофицеров- Гринёва и Швабрина. Пётр Андреевич Гринёв-человек чести  и долга, а вот Швабрина таким назвать нельзя. Почему же так происходит? Жизнь часто испытывает людей, ставит их перед выбором. Как быть, что делать в  конкретных ситуациях? Поступить по чести и по совести или прийти к бесчестию?
                   Основная часть сочиненияВ родительском доме Пётр получил здоровые начала в жизни, его моральные качества  и жизненные принципы достойны уважения. Отец, провожая Петра на службу, дал ему наказ о том, чтобы  служил честно и помнил, что для человека честь-это самое главное. Молодой офицер помнит отцовскую заповедь «Береги честь смолоду». Гринёву присущи благородство и верность.Честь и долг для русского офицера являются смыслом жизни. Он отказался служить Пугачёву, объяснил это тем, что давал присягу служить государыне-императрице. Пётр Андреевич  держится смело, честно, ведёт себя достойно. Пугачёв оценил Гринёва как человека чести.  И мы видим, что путь чести – очень трудный, но правильный в жизни. 
            Раскрываем тему сочинения. Аргумент первый.         А Швабрин? Он тоже русский офицер. Но какой? У Швабрина отсутствуют чувства долга и человеческого достоинства. Нарушив воинскую присягу, перешёл на сторону Пугачёва, ползал в ногах у самозванца, вымаливал прощение. Он предал Родину, своего сослуживца Гринёва, принёс столько страданий Маше Мироновой,которая отвергла его любовь.А это и есть настоящее бесчестие.  Перечитывая страницы романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка», мы начинаем отчётливо понимать, что «честь с мундиром не выдаётся. Честь-  это нравственная начинка»,  что бесчестие ведёт к краху человеческой личности.
                       Второй аргумент в сочинении В романе  «Дубровский» А. С. Пушкин  показывает двух помещиков, старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича  Дубровского. Что значит честь для каждого из них? Долгое время единственным человеком,  к которому Троекуров относился с почтением и уважением, был его сосед  из Кистенёвки-Дубровский. Старые друзья поссорились Оба помещика имели  вспыльчивый характер, оба гордые. Троекуров поддерживал это состояние в себе сознанием богатства и власти. А Дубровский-осознанием древности своего рода и дворянской  чести. Случай на псарне показывает Дубровского как человека гордого, который обладает чувством собственного достоинства. Троекуров своими предпринятыми  действиями довёл бывшего друга до умопомешательства и смерти. Такие поступки разрушают личность.
                     Основная часть сочиненияПеречитывая  роман А. С. Пушкина «Дубровский», мы задумываемся над тем, что честь-это  главный стержень человека, его нравственный хребет, когда судьёй поступков и действий человеческих становится совесть, которая  является и лучшим нашим контролёром  
                    О заключении к сочинениюВ заключении необходимо сделать вывод по написанному рассуждению.Оно должно перекликаться с вступлением. Такая композиция сочинения называется кольцевой. Этот вариант композиции (построения работы) считается одним из самых лучших.
                 Заключение по теме сочиненияИтак, рассуждая по проблеме чести и бесчестия, вспоминая страницы двух романов Александра Сергеевича Пушкина, я прихожу к выводу о том, что понятие чести никогда не устареет, так как  именно честь  помогает человеку жить, быть на высоте, помогает сделать правильный нравственный выбор, осуществлять духовную связь с людьми, с обществом. А этонемало в человеческой  жизни. И очень хочется надеяться на то, что и в наше время  среди моих современников будет как можно больше людей, для которых понятие чести никогда не потеряет своей  высокой значимости.  
                Оценка сочинения по пяти критериямКритерий№1.Соответствие теме.Критерий №2.Аргументация.Привлечение литературного материала.Критерий №3. Композиция (построение сочинения) и логика рассуждений. Критерий №4. Качество письменной речи.Критерий№5.Грамотность.Оценка-зачёт-незачёт
                Использованные источники1.А. С. Пушкин. «Капитанская дочка».2.А. С. Пушкин. «Дубровский».3.Итоговое сочинение в выпускном классе. Подготовка. Написание. Редактирование. Составитель Г. В. Цветкова. «Учитель». Волгоград.4.О.И. Щербакова. Виды сочинений по литературе.10-11 класс. «Просвещение:2015».5.Елена Стародубцева. «Капитанская дочка» на уроках литературы (Я иду на урок литературы).