Презентация к итоговому сочинению по направлению Любовь


Подготовка к итоговому сочинению НАПРАВЛЕНИЕ «ЛЮБОВЬ» ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ А.С.ПУШКИНА Для Александра Сергеевича Пушкина любовная тема является одной из основных в его лирике. В лицейский период поэзия Пушкина еще во многом подражательна В это время юный поэт увлекается философией сладострастия. В стихотворении "Гроб Анакреона" поэт призывает "страстью пылкой утомляться" и провозглашает формулу всей своей лирики того периода: Жизнью дайте ж насладиться;Жизнь, увы, не вечный дар!В стихотворениях лицейского периода Пушкин воспевает беспечное наслаждение жизнью, дружеский пир, вино. Любовь для него — это тоже одно из жизненных наслаждений, легкое, приятное чувство, стоящее в одном ряду с пиром и вином. В послании "К Чаадаеву" Пушкин соединяет гражданские идеалы с интимными чувствами. В центральных строках стихотворения любовные переживания сравниваются с гражданскими стремлениями: Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.Любовь как интимная ценность в гражданской лирике Пушкина соединяется с патриотическими чувствами. Теперь любовь для поэта — это, прежде всего, любовь к Родине. В южной ссылке, в романтический период творчества, любовь для Пушкина — это уже не "шалость юных лет", не патриотическое чувство к родине, а глубокая, драматическая страсть. Любовь поэта-романтика часто безответна, всегда несчастна. Она, подобно листку из стихотворения "Сожженное письмо", горит в душе лирическою героя и сгорает за один миг, оставляя после себя лишь пепел и опустошенную душу. В Михайловском он еще раз переосмысливает тему любви в своем творчестве, возвращаясь к ранней лирике, к пониманию любви как внутренней свободы и источника вдохновения. В стихотворениях Михайловского периода Пушкин поднимается намного выше трактовки любви как преходящей, земной страсти. В стихотворениях Пушкина любовь становится идеальным, вечным чувством. Она приобретает оттенок жертвенности и рыцарства. В стихотворении "Я вас любил..." поэт провозглашает бескорыстную любовь: Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем;Но пусть она вас больше не тревожит;Я не хочу печалить вас ничем.Я вас любил безмолвно, безнадежно,То робостью, то ревностью томим;Я вас любил так искренно, так нежно, Как дай вам бог любимой быть другим.Любить, пусть безответно, в понимании Пушкина, — уже само по себе великое счастье. В стихотворении "На холмах Грузии..." лирический герой тоскует по своей возлюбленной, но печаль его "светла", потому что она полна любовью. Такая любовь для Пушкина и есть долгожданное умиротворение и успокоение. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может. Великий русский поэт показал, что любовь — это источник внутренней свободы и гармонии, источник творческого вдохновения. В стихотворении "Я помню чудное мгновенье...", посвященной Анне Петровне Керн, Пушкин рисует идеальный, небесный образ любви. Этот образ чужд всему земному. В стихотворении нет ни одной конкретной черты возлюбленной лирического героя. Перед нами образ чистого, идеального проявления красоты. Только его явление способно рождать в душе поэта высокие чувства и вдохновение: И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье. И жизнь, и слезы, и любовь. Пушкинские традиции темы любви были унаследованы другими русскими поэтами. Соединение любви с гражданскими и патриотическими чувствами, сравнение возлюбленной с Родиной свойственно патриотической лирике Некрасова. "Как женщину, ты родину любил", — говорит он в стихотворении "Памяти Добролюбова". Также это свойственно Блоку ("Россия") и Маяковскому ("Письмо Татьяне Яковлевой"). Романтическая любовная лирика Пушкина явилась во многом основополагающей для творчества Лермонтова. Созданная же Пушкиным в последний период творчества философия самозабвенной любви будет творчески развита не только поэтами, но и прозаиками И.Гончаровым, И.Тургеневым, Л.Толстым. ЛЮБОВЬ В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА Стихотворение «Нищий» написано летом 1830 года (посвящено Е. А. Сушковой). Это стихотворение о трагической, неразделенной любви. Ключевые образы — это Он и Она. Образ нищего, имеющий реальную основу, становится в стихотворении образом воображаемым. Лирический герой упрекает свою возлюбленную в том, что она обманула его «лучшие чувства», когда он «молил» ее «любви», а ее любовь была подобна камню, положенному в руку бедняку, просящему хлеба.Любовь для лирического «я» —необходимое условие жизни. Она нужна ему, как кусок хлеба голодному. «Хлеб» и «камень» — образы-символы, обозначающие полярные понятия: тепло и холод, любовь и ненависть, добро и зло, жизнь и смерть. Поэтому ситуация неразделенной любви поднимается здесь на философский уровень и мыслится во вселенском, бытийном масштабе. НищийУ врат обители святойСтоял просящий подаяньяБедняк иссохший, чуть живойОт глада, жажды и страданья.Куска лишь хлеба он просил,И взор являл живую муку,И кто-то камень положилВ его протянутую руку.Так я молил твоей любвиС слезами горькими, с тоскою;Так чувства лучшие моиОбмануты навек тобою! «Расстались мы; но твой портрет...» Адресат этого стихотворения — Варвара Александровна Лопухина, которую некоторые исследователи творчества М. Ю. Лермонтова считают единственной любовью поэта. «...Через всю свою жизнь поэт пронес одну-единственную огромную, неизменную глубокую любовь к одной женщине. Конечно... были увлечения, были стихи в альбомы...<...> Но есть и множество стихов, когда они и не посвящены как будто никому... и в то же время... у них есть таинственный адресат. Она, эта женщина, более всех других отвечала тому смутному, лазурному, небесному, что жило вдуше поэта и что он ревностно оберегал от прикосновения чужих рук, взглядов и даже чувств. Одной ей он мог бы отдать свою душу, с одной ею мог бы вспомнить то, что старался вспомнить всю жизнь, она одна, короче говоря, отвечала его душевному чистому идеалу. Но никогда, ни разу любящий поэт не обмолвился, ни одним словом не выдал имени любимой...» Вареньке Лопухиной посвящено несколько десятков стихотворений, ее чистый образ навеял поэту черты Тамары в поэме «Демон». «...Безнадежными, — пишет В. Солоухин, — их отношения стали, когда Варенька вышла замуж в 1835 году». В 1837 году появляется стихотворение «Расстались мы; но твой портрет...».Стихотворение проникнуто горечью разлуки, причем лирический герой понимает, что это расставание навсегда.Настоящая любовь — это вечная ценность, и поэтому она не может быть уничтожена даже расставанием навсегда.В груди все равно будет жить «портрет», то есть образ возлюбленной. И сама любовь подобна храму, то есть святилищу, и Богу, то есть кумиру, которые не утрачивают своих вечных качеств, даже будучи оставленными или поверженными. Расстались мы, но твой портретЯ на груди своей храню:Как бледный призрак лучших лет,Он душу радует мою.И, новым преданный страстям,Я разлюбить его не мог:Так храм оставленный - всё храм,Кумир поверженный - всё бог! «Нет, не тебя так пылко я люблю...» М.Лермонтов Шедевр любовной лирики Лермонтова — стихотворение «Нет, не тебя так пылко я люблю...», написанное летом 1841 года, незадолго до трагической гибели поэта. Адресат стихотворения неизвестен. Исследователи считают, что, возможно, это родственница Лермонтова Екатерина Григорьевна Быховец, с которой поэт встречался летом 1841 года в Пятигорске. По ее словам, она напоминала Лермонтову В. А. Бахметьеву (Вареньку Лопухину) и оживляла его воспоминания о былых чувствах и мечтаниях. Нет, не тебя так пылко я люблю...Нет, не тебя так пылко я люблю,Не для меня красы твоей блистанье:Люблю в тебе я прошлое страданьеИ молодость погибшую мою.Когда порой я на тебя смотрю,В твои глаза вникая долгим взором:Таинственным я занят разговором,Но не с тобой я сердцем говорю.Я говорю с подругой юных дней,В твоих чертах ищу черты другие,В устах живых уста давно немые,В глазах огонь угаснувших очей. Даже страданье — это признак живой души, способной к высоким чувствам. Воспоминания о прошлом не связаны в тексте с каким-то конкретным образом любимой женщины. Стихотворение — это «эпитафия»погибшей молодости, неразделенной любви. Теперь остались лишь воспоминания. С «подругой юных дней» — бывшей возлюбленной или любовью вообще? — теперь можно говорить лишь сердцем, то есть в мечтах о прошлом.Любовная лирика Лермонтова окрашена в напряженные, драматические тона. Его лирический герой несчастен в любви, и она приносит ему только горе, как и ненавистное ему светское общество, мир-маскарад. Идея трагической судьбы лирического героя подтверждается во всех сферах его жизни, и даже в такой, как любовь.