Собрание Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к культурным традициям родного края
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты красива. Тема нашего родительского собрания: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к культурным традициям родного края. Связная речь – смысловое развёрнутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. 1 – дети учатся мыслить, учась говорить и совершенствуют речь, учась мыслить (Ф. А. Сохин).2 – развивается чувство красоты языка (выразительность, образность).3 – выполняет важнейшие социальные функции, помогает устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития личности ребенка.4 - Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе. - рассказывание по игрушке,- рассказывание по картине,- рассказывание их опыта,- творческое рассказывание, рассуждение. - разговор (преднамеренный и непреднамеренный),- беседа (целенаправленное обсуждение чего-либо, подготовленный диалог),- занятия по обучению рассказыванию,- пересказ литературных произведений, Старший дошкольный возраст:1 – Речь более монологична, дети отвечают на вопросы кратко или развёрнуто.2 – Структурно могут оформлять разные типы связного высказывания.3- Используют все типы предложений.4 – Речь контекстная (понятна для всех окружающих, определяется задачами и характером общения ребёнка с детьми).5 – Речь более выразительна. Переходит от использования невербальных средств к речевым, но ещё недостаточно развита для передачи эмоционального отношения к описываемым предметам и явлениям. Овладение родным языком, развитие речи – самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве, но это сложнейшая задача дошкольного воспитания.Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А.Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми. Проанализировав свою работу с детьми старшего возраста, пришла к выводу, что необходимо искать более эффективные, нетрадиционные методы обучения детей развитию речи. Эта работа должна быть непрерывной и задействовать всех взрослых, оказывающих влияние на речь детей, и в первую очередь родителей. Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка – культурные традиции родного края, благодаря которому дети в доступной форме научаться общаться. В программах воспитания и обучения дошкольников есть множество праздников, развлечений, посвященных тем или иным событиям окружающей нас жизни: Урожаю, Новому году, Рождеству, Дню защитников Отечества, Масленице, Восьмому марта и т. д.Эти праздники обладают особой привлекательностью и притягательностью, в основе которых лежит русских фольклор. Яркие, живые, образные, они легко запоминаются и оставляют радостное впечатление. Каждая новая встреча со стариной превращается в желаемый, запоминающийся праздник, обязательно находя живой отклик в душе не только каждого ребенка, но и взрослого. Мы стараемся соблюдать народные традиции. Накануне праздников Рождества христова, Пасхи, Масленицы и т.д. мы постоянно обращаемся к произведениям устного народного творчества, тем самым обогащая внутренний мир и самосознание наших воспитанников. Составляются праздники на данную тему.Через народные традиции, сложившиеся на протяжении не одного десятка лет, мы стремимся погрузить ребенка в удивительный мир природы родного края, культурно – историческое прошлое и настоящее. Русские культурные традиции вобрали в себя нравственно-эстетические ценности. Воспитательная роль этих ценностей в нашем детском саду реализуется через ознакомление детей со старинной, с устным народным творчеством, музыкой и пением. Проводим беседы о жизни людей в прошлом, рассматриваем старинную утварь, рассуждаем, как ей пользовались на Руси в те времена. Водим хороводы, поем песни, частушки. На Руси любили праздники, существует русская традиция их проведения. Пасха – катание яиц, масленица – проводы русской зимы, катание на санях, Рождество – ряженье, колядование. Это радостное время в жизни людей. Мы убедились в том, что такие методы играют огромную роль в воспитании у дошкольников чувства патриотизма и главное развитие связной речи.