Презентация Скорость химической реакции. Факторы, влияющие на скорость химической реакции
Е С Е Ч И М И Н И Ь Е Т Р О Н А В О Ш З М Е Л Е К Е М Б А Е Н Щ Н И Е Ж Е Н Е В Е И З А Р И Л П Р О Е Н Д С Е И Н Е И Химическая реакция – это … одних веществ в другие. (1) Перечислите основные типы химических реакций?(2,3,4) Какие условия должны быть выполнены, чтобы началась химическая реакция? (5,6) 1 2 3 4 5 6 Химический кроссворд. ТЕМА УРОКА: СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ ЦЕЛЬ: Познакомиться с понятием «скорость химической реакции».ЗАДАЧИ:Выяснить суть понятия скорости химической реакции;Установить факторы, влияющие на скорость химической реакции в результате исследовательской работы. Обсудим следующие вопросы: Как определяют скорость механического движения? Какова единица измерения этой скорости?Как определяют скорость химической реакции? Скорость химической реакции Быстрота протекания химической реакции, т.е. превращения веществ в единицу времени. Как вы считаете, все химические реакции протекают с одинаковой скоростью? Можно ли управлять скоростью протекания химической реакции? Повторим основные правила техники безопасности. Если в руках у вас жидкое - не разлейте, порошкообразное - не рассыпьте. Если включили - выключите. Если открыли - закройте. Если разобрали - соберите. Если вы не можете собрать - позовите на помощь учителя. Если вы пользуетесь чем-либо, держите в чистоте и порядке. Если вы привели что-либо в беспорядок - исправьте. Если вы сдвинули что-нибудь - верните на место. Если вы хотите воспользоваться чем-либо, попросите разрешения. Если вы не знаете, как это действует, ради бога, не трогайте. Если вы не знаете, как это делается - сразу спросите. Если вы не можете что-либо понять - почешите в затылке. С - изменение молярной концентрации (моль);t– интервал времени (с, мин)S – площадь (см2, м2) V – объем (л) На единице поверхности соприкосновения веществ S (для гетерогенной) В единице V (для гомогенной) Скорость реакции определяется изменением количества вещества в единицу времени. Проведём исследование Каждая группа выполняет опыт, строго следуя инструкционным картам ! Факторы влияющие на скорость реакции Концентрация Природа реагирующих веществ Температура Катализатор Площадь соприкосновения Концентрации реагирующих веществ. На основе большого экспериментального материала в 1867 г. норвежские учёные К. Гульдберг, и П Вааге и независимо от них в 1865 г. русский учёный Н.И. Бекетов сформулировали основной закон химической кинетики, устанавливающий зависимость скорости реакции от концентраций реагирующих веществ: скорость химической реакции пропорциональна произведению концентраций реагирующих веществ, взятых в степенях равных их коэффициентам в уравнении реакции. Этот закон ещё называют Законом действующих масс. Математическое выражение закона действующих масс. По закону действующих масс скорость реакции, уравнение которой А+В=С может быть вычислена по формуле: а скорость реакции, уравнение которой А+2В=D, может быть вычислена по формуле: В этих формулах: CA и CB – концентрации веществ А и В (моль/л), k1 и k2 – коэффициенты пропорциональности, называемые константами скоростей реакции. Эти формулы также называют кинетическими уравнениями. Задача на применение знаний: 1. Составьте кинетические уравнения для следующих реакций: А) H2+I2=2HI; Б) 2 Fe + 3CI2= 2 FeCI3. Как изменится скорость реакции Б, если концентрацию хлора увеличить в 2 раза? Самопроверка. Решение. Составим кинетическое уравнение реакции В. При увеличении концентрации хлора в 2 раза скорость станет равнойОтвет: скорость реакции увеличится в 8 раз Температура При увеличении температуры на каждые 10° С общее число столкновений увеличивается только на ~ 1,6 %, а скорость реакции увеличивается в 2-4 раза (на 100-300%). Число, показывающее, во сколько раз увеличивается скорость реакции при повышении температуры на 10° С, называют температурным коэффициентом. Правило Вант-Гоффа математически выражается следующей формулой: где –скорость реакции при температуре t2, – скорость реакции при температуре t1, – температурный коэффициент. Задача на применение знаний: Определите, как изменится скорость некоторой реакции: а) при повышении температуры от 10° до 50° С; Температурный коэффициент реакции равен 3. Самопроверка а) подставить данные задачи в формулу:скорость реакции увеличится в 81 раз. Тест Вариант 1 Вариант 2 1. При комнатной температуре с наименьшей скоростью протекает реакцияа) гранулированный Zn с 2%-ной H2SO4;б) порошок Zn с 2%-ной H2SO4;в) гранулированный Zn с 10%-ной H2SO4;г) порошок Zn с 10%-ной H2SO4 1. При комнатной температуре с наибольшей скоростью протекает реакцияа) гранулированный Zn с 2%-ной H2SO4;б) порошок Zn с 2%-ной H2SO4;в) гранулированный Zn с 10%-ной H2SO4;г) порошок Zn с 10%-ной H2SO4 2. Растворение цинка в соляной кислоте будет происходить быстрееа) увеличении концентрации кислотыб) понижении температурыв) помешиванииг) разбавлении кислоты 2. Растворение цинка в соляной кислоте будет замедлятьсяа) увеличении концентрации кислотыб) повышении температурыв) раздроблении цинкаг) разбавлении кислоты 3. Как изменится скорость реакции при понижении температуры от 20 до 0° С, если температурный коэффициент равен 4? а) возрастет в 8 разб) возрастет в 16 разв) замедлится в 16 разг) замедлится в 8 раз 3. Как изменится скорость реакции при повышении температуры от 30 до 60° С, если температурный коэффициент равен 2?а) возрастет в 6 разб) возрастет в 8 разв) замедлится в 6 разг) замедлится в 8 раз КЛЮЧ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ТЕСТА1 ВАРИАНТ1 – А, 2 – А, 3 – В. 2 ВАРИАНТ1 – Г, 2 – Г, 3 – Б . Ключ к оценке качества выполнения теста:«5» - 0 ошибок; «4» - 1 ошибка «3» - 2 ошибки Ошибками являются неверные ответы.
Тема урока: СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙЗадачи урока:Выяснить суть понятия «скорость химической реакции».Установить факторы, влияющие на скорость химической реакции.Скорость химической реакции – превращения веществ в единицу времени.Исследование:Факторы, влияющие на скорость реакции:1. Природа реагирующих веществ.2. Площадь соприкосновения реагирующих веществ.3. Концентрация реагирующих веществ.4. Температура.5. Катализаторы.Домашнее задание: Рефлексия: Зеленая - «урок понравился, я все понял»Синяя - « урок не очень понравился,я почти ничего не понял» Красная - «урок не понравился, я сомневаюсь, что все понял». Подумайте и поднимите ту сигнальную карту которая соответствует вашему настроению в данный момент. У вас на столах есть сигнальные карты (зеленая, красная, синяя). Домашнее задание:Опорный конспектПовторить и заполнить опорный конспект:Количество вещества – это…Единицы измерения количества вещества - …Объем вещества- …Единицы измерения объема вещества - … Спасибо за внимание!Желаю вам успехов!Удачи!