Проектная деятельность как одна из форм реализации ФГОС ООО
Комитет по народному образованию Администрации Солнечногорского муниципального района Московской областиМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Андреевская средняя общеобразовательная школат. .499-536-37-34 141551, Московская область, Солнечногорский район, п.Андреевка, д.9а e-mail: andr.school @ mail.ru Проектная деятельность как одна из форм реализации ФГОС ОООИлиязова Галина Ивановна
Использование современных технологий становится важнейшим критерием успешности учителя. Благодаря современным технологиям на уроках развертывается деятельность учеников.Технология-это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.
Результат образования-это не только знания по конкретным дисциплинам, но и умение применять их в повседневной жизни.
Использование элементов метода проектов позволяет строить обучение на активной основе через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний и умений в дальнейшей жизни.
Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. Но подготовка к серьезной проектной деятельности начинается еще в 5-6 классах.
• Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. • Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. • Принимать самостоятельные аргументированные решения. • Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Скажи мне – и я забуду,Покажи мне – и я запомню,Вовлеки меня – и я научусь.Китайская пословица
Задание «Общее планирование времени. Планируем свой день»Цель: формирование умения планировать свою деятельность, составление хронологической карты самостоятельной работы учащегося.Форма выполнения задания: индивидуальная работа.Описание задания: учащимся предлагается составить хронологическую карту и определить эффективность распределения и расходования времени.Инструкция: в сутках лишь 24 часа, и всё нужно успеть. Для того чтобы научиться планировать и управлять своим временем, необходимо провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. Хронологическая карта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности, поможет научиться управлять своим временем.
Часы сутокСонБытУроки в школеПодготовка к урокамДополнительные занятияПрогулкаРазвлечения (ТВ, компьютер, кино и пр.)Общение с друзьямиТранспорт1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Всего часов
Учащиеся, взяв красную ручку, вписывают в карту новый планируемый расход времени. Учитель предлагает им на следующий день руководствоваться составленным планом, фиксируя в карте фактический расход времени рядом с планируемым (отмеченным красным цветом).• Удалось ли вам выполнить намеченный план? Если да, то:оцениваете ли вы сегодняшний день как более успешный;можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени;будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени или считаете необходимым что-то изменить;что именно вы хотите изменить. Если нет, то:что помешало вам организовать свой день согласно новому временномуплану;зависит ли это от вас;что следует изменить в своём поведении, чтобы план стал реальностью?
Какие УУД формируются в процессе этого задания?а) личностныеб) коммуникативныев) познавательныег) регулятивные
Чтобы научить детей уже в 5 классе писать отчет о работе над проектом, можно предложить им в качестве черновика воспользоваться шаблоном. Тема моего проекта ---- Я выбрал эту тему, потому что ----- Цель моей работы ----- Проектным продуктом будет ---- Этот продукт поможет достичь цель проекта, так как ----- План моей работы (указать время выполнения и перечислить все промежуточные этапы) : ----- Выбор темы и уточнение названия----- Сбор информации (где и как искал информацию) ---- Изготовление продукта (что и как делал) ----- Написание письменной части проекта (как это делал) ------
Также мы с ребятами учимся создавать мини-проекты «В помощь учителю». Это тесты, кроссворды, выполненные в виде презентаций. Их также можно использовать на уроках. Таким образом, использование проектного метода позволяет развить у учащихся Познавательные навыки и способность к самообразованию; Способность ориентироваться в современном информационном пространстве; Целеустремленность и настойчивость, способность взять на себя инициативу и ответственность; Критичность мышления, способность к анализу и обобщению информации.
Пример индивидуальных тем в рамках общей темы «Школа» к 90-летнему юбилею школы
№ Этапы проектной деятельностиДействия учащихсяУУД1Постановка проблемы, которая требует решенияПостановка проблемВыдвижение гипотезыОбсуждение путей решения проблемыПланирование деятельности по реализации проекта ЛичностныеРегулятивные2Выполнение работыСбор информации Структурирование информацииИзготовление продуктаОформление продуктаПознавательные общеучебныеПознавательные логические3Презентация проектаВыбор формы презентацииПодготовка презентацииПрезентация проектаСамооценка и самоанализКоммуникативныеМодель организации проектной деятельности
Проект ученический № 1«Натуральные числа. Исторический экскурс»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Авторы Проектаучащиеся _____ класса__________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ____________________________ Срок сдачи Проекта Задание: 1) Найдите исторический материал по теме «Натуральные числа», применения данного вида чисел в жизни, придумайте свой примеры2) Составьте викторину по найденному материалу.3) Шаги 1,2 отобразите в презентации.План работы над ПроектомИзучить теоретический и практический материал, используя книги, интернет и другие источники.Составить вопросы викторины.Изложить необходимый материал в презентации MS Power Point (наглядно, содержательно, красочно). Провести защиту Проекта на уроке.
Проект ученический № 2 "Как умножали и делили в старину"{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Авторы Проектаучащиеся _____ класса__________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ____________________________ Срок сдачи Проекта Задание: 1) Как возникли числа.2) Русский крестьянский способ умножения3Метод решётки4) Умножение на пальцах.План работы над ПроектомИзучить теоретический и практический материал, используя книги, интернет и другие источники Изложить необходимый материал в презентации MS Power Point (наглядно, содержательно, красочно) 3. Провести защиту Проекта на уроке.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Авторы Проектаучащиеся _____ класса__________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ____________________________ Срок сдачи Проекта Задание: 1)Найдите 10 древних математических задач с решениями, историю их возникновения. Оформите в слайд-презентации.2) Придумайте несколько задач, в которых в основе будут лежать реальные исторические события. Проект ученический № 3«Древние математические задачи»
Проект ученический № 4" Запись цифр и чисел у разных народов "{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Авторы Проектаучащиеся _____ класса__________________________ ______________________________________________________ ______________________________________________________ ____________________________ Срок сдачи Проекта Задание: Римские цифры.использование букв вкачестве цифр у древних греков. древних славянРазличные системы записи чисел Десятичная системаЦифра нуль Шаги 1, 2, 3,4 отобразите в презентации.План работы над ПроектомИзучить теоретический и практический материал, используя книги, интернет и другие источники.Составить вопросы викторины.Изложить необходимый материал в презентации MS Power Point (наглядно, содержательно, красочно). Провести защиту Проекта на уроке.
Критерии оценки Проекта (макс. 5 баллов): {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Содержание Проекта Презентация ПроектаТворческое заданиеЗащита ПроектаОбщая отметка (ср.арифКритерии- раскрытие темы;- указание литературы, других источников.- наглядность;- красочность.- наличие рисунков, таблиц, схем;- возможно музыкальное сопровождение.- сюжет и качество задач;- представление задач- грамотность;- логичность;- участие всех в группе;- понимание темы.. Отметка
Школа будущего - школа проектов?Понятие "проект" вброшено в российскую педагогику и еще не осмыслено до конца. Но уже ясно: проект многогранен. Кроме того, проект эффективен. Проект перспективен. Проект неисчерпаем!
«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя» Элберт Хаббарт