Презентация Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОС
Проектная деятельность учащихся на уроках и внеурочное время в рамках реализации ФГОСМинистерство общего и профессионального образования Российской ФедерацииМуниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа № 140»Выполнила:Лукина Светлана Владимировна,учитель начальных классоввысшей категорииПермь-2017
В одно окно смотрели двое:Один увидел - дождь и грязь,Другой - листвы зеленой вязь,Весну и небо голубое!... В одно окно смотрели двое…
Проектная деятельность учащихся в рамках реализации ФГОС ЦЕЛЬ - развитие способностей учащихся на основе формирования устойчивого интереса к проектной деятельностиАКТУАЛЬНОСТЬ: технология проектов направлена на повышение компетентности школьников в предметной области и на создание ими исследование продукта, имеющего значимость для других. ПРЕИМУЩЕСТВА:Формирование УУДВозможность самостоятельного успешного усвоения знанийФормирование умений учитьсяВЕДУЩИЕ ИДЕИ:поиск решения интересной «жизненной» задачиинтеграция знаний по различным предметам
ПРОБЛЕМА: Скука — серьезная проблема для моралиста, ибо со скуки совершается по крайней мере половина всех грехов человечестваУченикине владеют навыками самостоятельной работы, затрудняются работать с информациейне готовы к решению проблем в нестандартных ситуациях;снижается интерес к знаниям;снижение интеллектуального, духовного и творческого уровней Проектная деятельность учащихся на уроках и во внеурочное времяСкучнооо….
Джон Дьюи, американский философ, психолог, педагог дает следующее определение:Проект – специальное задание, которое имеет цель и определённый исход
А.В.Горячев, автор учебников и рабочих тетрадей по информатике для начальной школыПроект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (проект – то, что мы делаем)
Цель проектной деятельности - общее развитие и формирование качеств творческой личности.Метод проектов - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учителя, родителя и учащихся.
Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности и силы; это деятельность, позволяющая проявить себя, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат. Учебный проект с точки зрения учителя - это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путём решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определённой ситуации.
Требования к организации проектов: включение в процесс обучения и воспитания учащихся; обсуждение реальных проблем и поставка актуальных задач; деятельность учащихся должна иметь целесообразный характер; учащиеся должны уметь четко формулировать свои мысли в письменном виде, анализировать новую информацию, участвовать в создании новых идей
Классификации проектов
Принципы организации проектов1.Принцип индивидуализации – предоставление возможности каждому для самореализации и самораскрытия.2.Принцип проблемности – стимулирование работы познавательных процессов, развитие творческих способностей учащихся.3.Принцип доступности – предполагает учёт реальных умственных и физических возможностей учащихся. (Поэтому проекты в начальной школе небольшие и простые).4.Принцип сотрудничества – предполагает равноправные партнерские отношения между всеми участниками педагогического процесса. (Учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – родитель).
Этапы работы над проектом — это «пять П» Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — ПрезентацияШестое «П» проекта — его Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта (черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации; список литературы в алфавитном порядке и т.д.)
Выполнение проектов предполагает создание конкретного продукта, который может представлять различные формы документирования:
Системы действия учителя и учащихся на разных стадиях работы над проектомЭтапы Содержание данного этапа Деятельность учителя, учащихся 1. Организационно- подготовительный этап.-поиск проблемы-выбор темы и её обоснование-обобщение и систематизация ранее изученногоучитель и учащиеся выбирают и обсуждают тему проекта2.Формирование творческих групп.-составление алгоритма предстоящей работы-определение критериев качестваучащиеся определяют свои роли и группируются3. Подготовка к исследовательской работе.формулировка вопросов- задания для команд-отбор литературыработа в группах4. Обсуждение форм выражения.межгрупповая дискуссия5. Разработка проекта.-консультации для учащихся-стимуляция деятельностиучащиеся осуществляют поисковую деятельность6. Оформление результатов.-создание экспертной группыОформление результатов7. Презентация. -экспертизаучащиеся докладывают о своей работе8. Рефлексия. -оценка деятельностичто получилось, а что нет
Помощь родителей на каждом из этапов работы над проектомЭтапы работы над проектомДеятельность родителей1. Погружение в проект – Проблема.Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта. Мотивируют детей.2. Планирование деятельности - ПроектированиеКонсультируют в процессе поиска информации. Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.3. Осуществление деятельности по решению проблемы – Поиск информации.Наблюдают. Контролируют соблюдение правил техники безопасности.Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.4. Оформление результатов – Продукт.Наблюдают, советуют.Помогают в обеспечении проекта.Мотивирует учащихся, создают чувство успеха.5. Презентация результатовКонсультируют в выборе формы презентации. Оказывают помощь в подготовке презентации. Выступают в качестве эксперта.
Способы оценки проектаОценка учителя (А) Средняя оценка одноклассников (В) Самооценка автора проекта (С) Итоговая оценка D = (А+В+С):3
Направления работыРеализация мини-проектов на урокеМежпредметная интеграцияКоллективные проекты «Осенний калейдоскоп» выставка поделок из природных материаловФотовыставка «Наши питомцы», «Поможем птицам зимой» Классно-урочная деятельностьВнеурочная деятельность
Метод проектной технологии позволяет соединить обучение и воспитание в один целостный процесс развития творческой личности. Во внеурочное время появляется возможность уйти от жёстких временных рамок учебной программы по предмету. Сам проект становится значимым для конкретного ученика, а не отметка за его выполнение. Как возникают идеи проектов?Проблемные вопросы и ситуации созданные учителем на уроке.Вопросы самих учеников выходящие за учебные темы урока.
Банк проектов{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебная деятельностьПредметы1 класс2 класс3 класс 4 классРусский язык1.Эти удивительные буквы.2.Говорящая азбука.3.Звуки в слове1.Как хорошо уметь грамотно писать.2.Слова- близнецы. Слова-друзья.3.Слова- родственники1.Строим слова и предложения.2.Слова- пришельцы3.Происхождение слов1.Волшебница речь.2.Крылатые слова3.Знаки препинанияМатематика1.Эти удивительные цифры.2.Задачи в стихах.3. Интересный учебник1.Измерение времени. 2.Магия чисел.3.Модель часов.1.Вычислительные машины. . 2.История возникновения математики 3.Осевая симметрия1.Свойства площади.2.Задачник по математике3. Шахматы развивают мышление?Литературное чтение1.Устное народное творчество 2.Загадка. 3. Друзья детства-игрушки 1. Сказка как литературный жанр.2. Сказочные человечки3.Сказочные богатыри1.«Игра становится жизнью» (о путешествиях 2.Народные сказки3. Авторские сказки1.Басни.2.Детская литература3.Детские писатели
Банк проектов {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Учебная деятельностьПредметы1 класс2 класс3 класс4 классТехнология1.Панно «Осенний букет»2.Сувенир в подарок.3. «Книжка-малышка»1.Рамка для фотографий2.Оригами.3.История поздравительной открытки.1.Мягкая игрушка «Рыбка»2. Поделки из овощей 3. Поделки из еловых шишек.1.Салфетка2. Что можно сделать из теста?3Поделки из бросового материалаИзо1.Сказочные герои.2. Натюрморт 3.Дымковские игрушки 1.Народное творчество. 2.городецкая роспись 3.пейзаж1.Дизайн в нашей жизни. 2.хохломская роспись3.Великие художники1.Изобразительное искусство. 2.фотография 3.графика Окружающий мир1.Профессии.2. Пернатые друзья. 3. . Значение органов чувств 1. Страны мира.Путешествие капельки.2.Глобус3.Пищевые цепи.1.Экосистема2.Аквариум и его обитатели3. Генеалогическое дерево моей семьи.1.Органы тела человека2.Государственные праздники3. Религии мира
Основные параметры: - устойчивый познавательный интерес учащихся к предмету;- положительная динамика уровня обученности - качественная динамика мотивации учебной деятельности;- прочные навыки проектной деятельности. Социальный эффект от реализации опыта работы:- развитие информационной, социальной и коммуникативной компетентностей учащихся;- создание предпосылок для формирования умений работы над проектами;- осознание ценности творческого открытия учащимися;- высокая активность и результативность участия в проектной деятельности.Результативность проектной деятельности
КОМПЛЕКСНО –МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Список литературыДля учителя: Поддъяков А.Н. Исследовательское поведение: Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт. М., 2000. Савенков А.И. Маленький, 2010. - 124с. Исследователь: коллективное творчество младших школьников. - Ярославль: Академия развитияСавенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению. М., 2006.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М.: Изд-во МПСИ, 2004.Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии// Народное образование. 1999. №10. С. 152-158.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. - №7. Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать?// Исследовательская работа школьников. 2003. №4. С. 18-23.
КОМПЛЕКСНО –МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕСписок литературыДля обучающихся:Большая книга эрудита. Сидорина Т.В. - Росмэн-Пресс, М., - 2006г. - 144с.Где, что и когда? Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2007. - 256с.Детская иллюстрированная энциклопедия. ДорлингКиндерсли. - АСТ. - М., 2005. - 800с.Отчего и почему. Энциклопедия для любознательных. Анита Ганери, Бренда Уолпол, Филип Стил, Эндрю Чермен и др. - Махаон, - М., 2010. - 256с.Почему и отчего? Энциклопедия для любознательных. -АСТ. - М., 2008. - 272с. Что, зачем и почему? - Махаон, - М., 2008. - 256с.Энциклопедия для детей. Том 2. Биология. - Астрель. - М., 2007. - 672с.
КОМПЛЕКСНО –МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Интернет-ресурсы Сайт "Детские электронные презентации и клипы" - http://viki.rdf.ru/Сайт "Детский мир" - http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.htmlСайт "Happy-kids.ru: детские праздники, воспитание и развитие детей, родительско-детские отношения, детское творчество - http://www.happy-kids.ruСайт "ПроШколу.ру - все школы России" - http://www.proshkolu.ru/Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации - http://mon.gov.ru/pro/Единая коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/Сайт "Все для учителей начальной школы" - http://maria-vidomir.narod.ru/web-quest2.htmИздательский дом "Первое сентября" - http://1september.ru/Сайт "Федеральные Государственные Образовательные Стандарты" - http://standart.edu.ru/Сайт журнала "Вестник образования" - http://www.vestnik.edu.ru/Сайт журнала "Начальная школа" - http://n-shkola.ru/