Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе


Кобельская Светлана Алексеевна учитель начальных классов дата рождения: 5 апреля 1961 годаНациональность: русскаяНазвание учебного заведения: окончила Путивльское педагогическое училище им. Героя Советского Союза С.В.Руднева в 1980 году. Диплом АТ№695715 Специальность по диплому: учитель начальных классов, старший пионерский вожатый.С какого времени работает в школе: с 1980 года.Звание: Старший учитель Все доброе на земле от солнца.Все хорошее - от человека Проблема«Использование современных технологий в образовательном процессе» Наше время- это время кардинальных изменений в обществе. Именно сейчас России нужны граждане, у которых хорошо развито критическое мышление, сформированы навыки эффективного общения, которые умеют творчески работать. Перед современной начальной школой стоит задача – способствовать становлению ребенка как неповторимой индивидуальности, развивать ее творческий потенциал, стремление к самостоятельной познавательной деятельности.Обновленной школе нужен учитель, владеющий современными технологиями обучения и воспитания. Вот почему в последнее время внимание уделяется таким педагогическим технологиям, которые могли бы создать комфортные условия обучения, при которых каждый ученик почувствовал бы свою успешность, интеллектуальную самостоятельность.Использование современных технологий в образовательном процессе повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, актуализируют личность ребенка, воспитывают в детях чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение творческой свободы и самое главное – приносят радость. Поэтому, целью моей работы является изучение и углублен и е уже имеющихся знаний по теме «Использование современных технологий в образовательном процессе», внедрение педагогических технологий на уроках в начальной школе. Выбор и применение педагогических технологий на уроках в начальной школе и в воспитательной работе.Работая с детьми шестилетнего возраста, я увидела и поняла, что шестилетнего ребенка нельзя заставить, принудить быть внимательным, организованным. Мне хорошо известна их отвлекаемость от деятельности, трудность сосредоточения на чем-то малоинтересном, неважном. У этих детей очень слабо развиты такие свойства внимания, как распределение и переключение. Как заинтересовать таких детей и сделать урок продуктивным и интересным, таким, что зажжет искорку любознательности в глазах ребенка, вызовет желание учиться?Современные педагогические технологии помогают ответить на вопрос – как наилучшим образом достичь целей обучения, управления этим процессом, создают комфортные условия для каждого ученика, что делает продуктивным сам процесс обучения. Главными критериями оценки педагогической технологии есть ее эффективность и результативность.Н.Д. Ушинский писал в своих трудах «Ученикам следует передавать не только те или иные знания, но и способность самостоятельно без учителя приобретать новые познания»Так, при разработке уроков, использую различные игровые приемы, методы, ситуации, которые помогают мне в осуществлении инновационного подхода к обучению младших школьников. УРОК ПО ЧТЕНИЮ(с использованием интерактивных методов обучения)3 класс Тема: «Уж небо осенью дышало...» Обобщающий урокЦель: Расширять представление учащихся о неповторной красоте и обворожительной осени, вдохновляющей поэтов, художников, композиторов на творчество; развивать образное мышление, творческое воображение, наблюдательность, речь; формировать навыки толерантного общения, умения аргументировать свою точку зрения, находить альтернативное решение проблемы; совершенствовать навыки выразительного чтения; воспитывать эстетические чувства, любовь к родной природе, бережное отношение к ней.Тип урока: комбинированныйМетоды интерактивного обучения: - ассоциативный куст; - шляпы де Боно; - работа в парах; - работа в группах; - упражнение «Интрига»; - мозговой штурм;- инсценированиеОборудование: магнитофон с записями мелодий «Времена года» П.И. Чайковского; творческие работы детей по теме «Уж небо осенью дышало» рисунки, аппликации, поделки из природного материала); таблицы с заданиями для работы в парах и в группах; индивидуальные карточки для работы в парах «Интрига»; плакаты «Правила работы в группах», букеты из осенней листвы; выставка «Дары природы». Ход урокаI.Организационная часть.на фоне музыки П.И. Чайковского «Времена года» звучит сказка.ОКТЯБРЬ. В природе в это время праздник – золотая осень. Хозяйка природа тщательно подготовила все к нему: она умыла небо, освежила воздух, в золото обрядила рощи, шумные городские парки. Листья на деревьях она раскрасила в удивительные цвета: багряные, желтые, красные. Листья – это маленькие капельки времени. Весной они рождаются, осенью умирают. Когда опадает сразу много листьев, люди говорят – листопад. Тогда в лесу пахнет прелостью, и деревья стряхивают в траву миллионы капелек времени. – Вот и еще год прошел, - шумит лес. С. КозловРебята вам понравилась сказка?Как вы думаете, какой человек придумал эту сказку? (добрый, наблюдательный, любящий природу)Какое время года вдохновило этого человека на создание сказки?Посмотрите вокруг, обратите внимание на то, как украшен наш класс, и это поможет вам отгадать загадку. Если на деревьях листья пожелтели,Если в край далекий птицы улетели,Если небо хмурое, если дождик льется,Это время года как зовется? (Осень)-Правильно. А тема нашего урока звучит поэтичней «Уж небо осенью дышало…»УПРАЖНЕНИЕ «НАДЕЖДА»-Что вы надеетесь увидеть, услышать, почувствовать на этом уроке?- Сегодня мы побываем в прекрасном мире исскуства и через содружество трех муз: поэзию, исскуство, музыку попытаемся лучше понять природу, стать к ней ближе. Сегодня на уроке мы узнаем, какие краски любит волшебница осень? Как это можно описать? С помощью какой музыки можно передать звуки осени? II. Актуализация опорных знаний.«МОЗГОВОЙ ШТУРМ»Какие вы знаете времена года?Назовите любимое время годаЧем оно вам нравится?А какая сейчас пора года?Назовите осенние месяцыПосмотрите на иллюстрации, размещение на доске, и уберите те, которые не соответствуют нынешней поре года.2. Инсценирование.Учитель. Осень. Журавли на юг летят… Здравствуй, здравствуй, осень! Приходи к нам на урок, Очень, очень просим.Появление Осени со своими дарами. Осень: Вы обо мне, а вот и я! Привет осенний вам, друзья! Вы рады встретиться со мной? Вам нравится наряд лесной, Осенние сады и парки? На урок я к вам пришла Братьев я не привела Вы, конечно все их знаете!Отгадайте мои загадки и вы все узнаете, кто мои братья.Распахнулись двери школ, что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)Мишка в спячку завалился, что за месяц к нам явился? (Октябрь)Мерзнет в поле озимь ржи, что за месяц подскажи? (Ноябрь)-Проходи, пожалуйста, Осень, садись, будешь у нас почетной гостьей. III.Восприятие и осознание учебного материала-Первую страницу Осени открывает Сентябрь .-Какие ассоциации у вас возникают со словом осень?-Какой вы себе ее представляете?1.Интерактивный метод шляпы де Боно.1)Белая – сбор информации.-что вы знаете об осени?-откуда вы это знаете?-составьте ассоциативные куст. ОСЕНЬ похолодание озимь Праздник Покрова листопад Дни короче, ночи длиннее Сбор урожая Животные готовятся к зиме Бабье лето Отлет птиц ненастье дождь туман слякоть грязь ветер и в подтверждение составленного ассоциативного куста предлагаю составить поэтический ассоциативный куст, так как «осень и поэзия, мы знаем, неразлучны с пушкинских времен» (Н.Рыленков).-Соотносите поэзию и прозу.ПОЭТИЧЕСКИЙ АССОЦИАТИВНЫЙ ОСЕННИЙ КУСТ1.Быть может первый листопадВстречает этот клен.В свой самый праздничный наряд Переоделся он. (В. Берестов) 2. Дни короче стали,Будто бы устали,Солнцу прошептали:«Спи, спокойных снов». (Е. Переписная) 3.По лесам гуляет осень.Краше этой нет поры!И в лукошках мы уносимЛеса щедрые дары! 4.Скучная картина!Тучи без конца,Дождик так и льется,Лужи у крыльца. (А.Плещеев) 5.Есть время природы особого света,Неяркого солнца, нежнейшего зноя.Оно называется бабье лето!И в прелести спорит с самою весною. (О. Берггольц) 6.Холодный воздухтак угрюмИ так спокойно ароматен… (К.Фофанов) 7.С гусиными стаями доброе летоВ далекие теплые страны летит. (В.Суслов) 8.Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса-Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса. (А.С. Пушкин) 2. Красная – ощущения, впечатления, активные эмоции человека-Какие чувства испытали вы во время звучания поэтических строк?Какие впечатления, настроение вызывает лично у вас златовласая осень. Поделитесь своими ощущениями…ВЫВОД: Да, осень бывает разная, веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождиком и мокрым снегом, с холодными ветрами и заморозками. Ее нельзя не любить за щедрость, красоту, за редкие, но славные теплые денечки.РАБОТА В ПАРАХ Метод «Интрига»Учащиеся работают в парах по индивидуальным карточкам (время 1 минута) Каждая пара называет цепочкой расшифрованное слово.а) ВЕ+СЕТ-Т+ЛЫ-Ы+А+Я (веселая)б)Г+РО-О+У+СТЛ-Л+НАМ-М+Я (грустная)в)МЕЧ+ТАМ-М+ТЕЛЬН+У-У+АЯ (мечтательная)г)Р+А+ДУ-У+О+СТ+Н+АМ-М+Я (радостная)д)ПАС+МЕ-Е+У+РНЫ-Ы+АЯ (пасмурная) ФИЗКУЛЬТМИНУТКАРуки подняли и покачались – это деревья в лесу.Руки нагнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.В сторону руки, плавно помашем – это так птицы летят.Как они сядут, тоже покажем- крылья сложили назад.ВТОРУЮ СТРАНИЧКУ ОСЕНИ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ ОКТЯБРЬ.ПРОБЛЕМА. Представьте, что в году 3 времени года (зима, весна, лето) нет осени. Ваше мнение….РАБОТА В ГРУППАХ.1.Правила работы в группах.2.Объединение в группы с помощью осенних букетов.3. «НАСТРОЙКА» на слаженную работу в группахТрудно одному - сделаем вместеПомним об ответственности и чести.4. Ознакомление групп с заданиями – инструкциями. ГРУППА «СЕНТЯБРЬ»Задание предлагает желтая шляпа де Боно.ЖЕЛТАЯ - преимущество, выгода, польза.ПРОБЛЕМА.а) Осень. Природа увядает, начинается ненастье.Туча небо кроет, солнце не блестит,Ветер в поле воет, дождик моросит. (А.Плещеев)-Это плохо?-Но что в этом хорошего? (Осенние дожди поят, кормят землю, что способствует хорошему будущему урожаю)Б)работа с текстом «ОСЕНЬ». Чтение молча.-какие пословицы о осени вы знаете?ПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. ГРУППА «ОКТЯБРЬ»а)работа с текстом (чтение молча).ПРОБЛЕМА.-Птицы улетают в теплые края, покидают родные места, свитые гнезда. Смолкли птичьи голоса. В сердце грустные думы. Печально…-Но что в этом хорошего? (Птицы не погибают от холода и голода. Теплые края спасут им жизнь. Весной они вновь возвратятся домой.б) Соединить части народных примет.Птицы нахохлились - осень будет сухой2. Долго не улетают скворцы - будет непогода3.Журавли летят на юг, слегка курлыкая - на продолжительную осеньПРЕЗЕНТАЦИЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ГРУППА «НОЯБРЬ»Задание предлагает черная шляпа де БоноЧЕРНАЯ – помогает увидеть отрицательные стороны.-Как изменяется погода осенью?«Льет дождь холодный, точно лед» (И.Бунин)-Как похолодание сказывается на самочувствии человека?-Назовите простудные заболевания.-Осенью дни короче, а ночи длиннее…-Что в этом плохого?а)чтение текста «молча».б)назвать приметы осени.в)презентация домашнего заданияПРЕЗЕНТАЦИЯ ГРУПП.ОБОБЩЕНИЕ: СИНЯЯ – размышление о мышлении.Какие выводы можно сделать в процессе обсуждения, используя интерактивный метод шляпы де Боно? ВЫВОД: НЕ ДЕЛИТЕ НИЧЕГО НИ В ПРИРОДЕ, НИ В ЖИЗНИ НА ВАЖНОЕ И НЕВАЖНОЕ. Все важно, все нужно, все интересно: и осень, и зима, и весна и лето.ФИЗКУЛЬТМИНУТКАIII. ТРЕТЬЮ СТРАНИЧКУ ОСЕНИ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ НОЯБРЬ.-Мы сейчас об осени говорим словами. А как еще можно изобразить осень? (красками, с помощью музыки)-Люди каких профессий занимаются этим? (Художники, музыканты, композиторы).1. Экскурсия по художественной галерее.Занимаясь рисованием, вы изображали осенние пейзажи. Они мне так понравились, что я решила открыть картинную галерею.Давайте пройдемся по ней. Мне понравились все работы. Но я бы хотела остановиться на нескольких.Почему именно такой пейзаж нарисовала?Что вдохновило?А сейчас обратите внимание на картину художника-профессионала Н.Глущенко «Осень в парке». - Какое настроение вызывает эта картина?- Но кроме слов и красок, о приходе осени говорят звуки. Они вдохновляют великих композиторов на создание муз. Произведений (П.И. Чайковский «Октябрь», И. Крутой «Сентябрь»).Благодаря своему таланту, вдохновению, любви к природе и наблюдательности писатели, художники и композиторы создают прекрасные произведения, посвященные осени.IV. Рефлексия урока-Над какой темой урока мы сегодня работали?-Сравните реальные результаты с этими заданиями.-Почему осень называют золотой и щедрой?-Произведения каких поэтов произвели на вас наибольшее впечатление?В конце урока Осень прощается с детьми и дарит свою осеннюю песню и подарки. До свидания, до встречи через год.V. Домашнее задание.Подготовиться к конкурсу стихотворений об осени в 3 вариантах:Ранняя осень, середина осени, поздняя осень. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым (родителем, обществом и государством в целом)В.А.Сухомлинский отмечал: «Особая сфера воспитательной работы – ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед – пустоты души, бездуховности… Настоящий человек начинается там, где есть святыня души…» Воспитание нравственных чувств и этического сознания младших школьников «Нравственное влияние составляет главную задачу воспитания». К. Д. Ушинский Негативные тенденции современного общества девальвация ценности воспитания в педагогическом сознании; избыточная сосредоточенность на организационных действиях; искажение методик воспитания; преобладание мероприятий, проводимых взрослыми для детей; излишняя бюрократизация воспитательного процесса;неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками. Дети не рождаются нравственными или безнравственными. Они становятся такими в процессе общения с людьми в результате целенаправленного воспитания. Возрастные и психологические особенности детей младшего школьного возраста: Склонность к игре. Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Недостаточная чёткость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением. Содержание программы воспитания нравственных чувств и этического воспитания Получение первоначального представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах.Участие в проведении уроков этики, внеурочных мероприятий, игровых программах.Ознакомление с основными правилами поведения в общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков.Усвоение первоначального опыта нравственных взаимоотношений в коллективе класса.Участие в делах благотворительности, милосердия.Получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье. Виды и формы работы по нравственному воспитанию младших школьников во внеурочной деятельности: диагностические виды работы;уроки этики;этические беседы;классные часы;благотворительные акции (ярмарки);творческие мероприятия;Работа с родителями( собрания-практикумы, собрания-мастерские и т. д.);Сюжетно-ролевая игра. Спасибо за внимание!