Презентация Семинар для педагогов по формированию доверительных отношений в системе «учитель – ученик»
ГОУ ТО «Кимовская школа»Семинар для педагогов по формированию доверительных отношений в системе «учитель – ученик» Подготовили: Педагог – психолог: Лузгина Е.А Педагог – психолог: Гарулина Г.А
Диалог – это основная форма общения людей. В диалоге раскрывается «человек в человеке» как для других, так и для самого себя. Невозможно представить без диалога и процесс обучения. Взаимодействие, общение его участников – одно из важнейших условий успешности обучения. Учебный диалог – это субъект - субъектное взаимодействие учителя и учащихся, а также самих учащихся.
Учитель - «дирижёр» учебного диалога. Правила, которых должен придерживаться учитель: ни одна реплика не должна оставаться без ответа;учебный диалог должен быть строго ограничен по времени;необходимо стимулировать активность учеников, поощрять конструктивное участие в диалоге;нужно добивать чёткости и полноты выражения учениками своих мнений и мыслей.Для полноценного диалога в классе должна быть создана психологически комфортная обстановка.
Педагогу надо владеть целым комплексом умений, которые можно разделить на две группы Первая группа – умения, необходимые учителю при подготовке и планированию учебного диалога:отобрать учебный материал с учётом субъективного опыта учащихся, на основе которого возможна организация диалога;выделить стержневые вопросы для обсуждения;наметить модель общения учителя и учеников, учеников между собой;подобрать дидактический материал, стимулирующий диалогическое взаимодействие.Вторая группа умений нужна для ведения диалога:работать с учётом субъективного опыта школьников;избегать отрицательных суждений о деятельности учеников;обобщать высказывания учащихся, придавать им научный характер
Школа - конфликтогенный институт Конфликт – это «ситуация, в которой стороны сообщают о несовместимости их потенциальных позиций, исключающих намерение другой стороны»Конфликты бывают: между личностями (ученик-ученик, ребёнок-родитель, родитель-учитель, учитель-ученик, учитель-учитель);внутри группы (учеников, учителей); между отдельными группами (учащимися разных классов, учителей разного возраста и т.д.).
.Конфликт в педагогической деятельности часто выражается в стремлении учителя утвердить свою позицию и протесте ученика против несправедливого наказания, неправильной оценке его деятельности, поступка. Особенности конфликтов между учеником и учителемВозраст, разный социальный статусРазличный жизненный опытРазличное понимание конфликта и его причинПрисутствие «третьих» лиц во время конфликтаПрофессиональная позиция учителя в конфликте (учитель берет на себя инициативу, не имеет право ошибиться)Социально-экономическая обстановка в школе
Погасить конфликт — это значит перевести отношения его участников на уровень взаимоприемлемых для обеих сторон, переключить внимание с аффективно-напряженных отношений в сферу деловых отношений учебной работы. Правила педагогического общения педагога с детьми:Правило 1. «Не пытайтесь за каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы».Правило 2. «Тщательно готовьтесь к уроку, не допускайте даже малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета».Правило 3. «Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия».Правило 4. «Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности».Правило 5. «Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет» (если она хорошо организована).Правило 6. «Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении».
Памятка для педагоговО правилах педагогического такта, пути улучшения отношений учащихся, способы разрешения конфликтов