МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ в рамках вариативной модели образовательной организации


МОНИТОРИНГ качества начального образования в рамках вариативной модели образовательной организацииЗаместитель директора по УВРМулько Г.В. МБОУ Багаевская СОШ №1 Мониторинг в образовании – это профессиональная система сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или её отдельных элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о её состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования её развития. Цель: оперативно выявлять все изменения, происходящие в сфере образования. Полученные объективные данные являются основанием для принятия управленческих решений.Задача: непрерывное отслеживание состояния учебного процесса для:Предупреждения о том или ином неблагополучии, опасности;Создать возможность предотвратить или минимизировать возможное дедуктивное (нежелательное) развитие событий. Универсальные учебные действия Школьный стартУспешный старт для каждого ребенка Учебно-методический комплект«ШКОЛЬНЫЙ СТАРТ»: педагогическаядиагностика стартовой готовности успешному обучению в начальной школе Школьный стартАвторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. ТеплицкаяПод ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва)Рабочая тетрадьМетодические рекомендации Школьный старт«Школьный старт» -это принципиально новыйподход к педагогическойдиагностике и организации учителем первых недельи месяцев обучениядетей в школе. Он позволяет:- получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться;- создать основу для развития универсальных учебных действий; - обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;- подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми Уникальность диагностикиВсего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения», «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность»:Коммуникативные уменияЛичностная готовностьНаблюдательностьМыслительныеспособностиКонтрольные уменияШкольныйстарт Уникальность диагностикиВ методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме:Метапредметные уменияВ каких учебных ситуациях требуетсяПримеры учебных заданий Как устроена диагностикаКаждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями в начале 1 класса. Задания выстроены на основе цветных рисунков, что облегчает их восприятие ребенком. Как проводится диагностикаВсе упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как реагировать на вопросы детей и т.д. Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3-4 неделе обучения первоклассника. «Методические рекомендации. Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе» Обработка результатов диагностики Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа Что дает учителю диагностикаПолученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка.«Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней осознанно и целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий. Школьный старт: что дальше? Успешный старт – хорошее начало обучения в школе! Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. программа мониторинга метапредметных образовательных результатов для 1 - 4 классов Учимся учиться и действовать Учимся учиться и действоватьУчебно-методический комплект «Учимся учиться и действовать» представляет собой программу мониторинга развития универсальных учебных действий учащихся 1 – 4 классов. В программе реализуется комплексный психолого-педагогический подход к отслеживанию и оценке процесса развития ребенка с первых недель его обучения в начальной школе и до конца 4 класса Авторы комплекта: Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. ТеплицкаяПод ред. к. психол. н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п. н. Яковлевой С.Г. (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова) Учимся учиться и действоватьДиагностические мероприятия позволяют учителю выявить уровень сформированности важнейших УУД на каждом этапе обучения и определить педагогическую стратегиюпо достижению каждым ребенкомметапредметных образовательныхрезультатов в соответствии с ФГОС НОО Учимся учиться и действоватьВозрастные особенности учащихся 1 класса учтены и в форме диагностических заданий: это история-сказка, участвуя в которой, дети помогают учащимся лесной школы, зверятам, и их учителю, Еноту Енотовичу. Все задания (2 варианта) дети выполняют в индивидуальной рабочей тетради «Учимся учиться и действовать»1 вариант 2 вариант тетради-«перевертыша» Учимся учиться и действоватьКаждый вариант представляет собой16 диагностических модулей, которые имеют одинаковую структуру: - введение,- образец,- три диагностических задания (А, Б, В)- и дополнительное задание, отмеченное значком Учимся учиться и действоватьВведение – история из лесной школыЗадание А – выполнение по образцуДополнительное задание(выполняется по желанию ребенка)ОбразецНомер диагностическогомодуляЗадание Б – выбор следствия из предложен-ного перечняЗадание В – определение правильного союза, Указывающего на причинно-следственную связь Предмет мониторинга метапредметных УУДУмение устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явленийУмение осуществлять логическое действие обобщенияУмение осуществлять логическое действие классификация по заданным/самостоятельно выбранным критериямУмение осуществлять логические действия сравнение по заданным/самостоятельно выбранным критериямУмение осуществлять логические действия синтезаУмение осуществлять логическое действие анализ с выделением существенных и несущественных признаковУмение оценивать учебные действия, применяя различные критерии оценкиУмение планировать последовательность учебных действий в соответствии с поставленной задачейРегулятивные УУДПознавательные УУД Первичная обработка результатов.Умение осуществлять логическое действие «классификация» по заданным и самостоятельно выбранным критериям{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ЗаданиемодульАБВ310141102 2 общ 4 Первичная обработка данных{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Задание (группа заданий) считается успешно выполненной (выделение зеленым цветом)Задание (группа заданий) считается невыполненной (выделение красным цветом)Задание«на выполнение»2 балла0-1 баллЗадание«на ориентацию»3-4 балла0-2 балла Первичная обработка результатов{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фамилия, имяКлассНомер вариантаАрхипова Александра1 «Б»2{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ЗаданиеМодульАБВ131011411123 общ5Умение планировать{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фамилия, ИмяУменияПланированиеОценкаАрхипова Александра55Волкова Татьяна63Ведерников Дмитрий34Сводная таблицаПеренос данных из бланка «Первичная обработка результатов» в «Сводную таблицу» Первичная обработка результатов{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фамилия, ИмяУменияПланированиеОценкаАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связиАрхипова Александра55634214{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фамилия, ИмяУменияПланированиеОценкаАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связиАрхипова АлександраIIIIIVIIVVIIVIIIIVСводная таблица. Класс 1 «Б»Таблица рейтингов. Класс 1 «Б»Перенос индивидуальных данных из сводной таблицы в таблицу рейтингов Первичная обработка результатов{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фамилия, ИмяУменияПланированиеОценкаАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связи….Сумма баллов по каждому умению17010112413090115142153{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фамилия, ИмяУменияПланированиеОценкаАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связи….Класс IVIIVIVVIIIVIIIIIIСводная таблица. Класс 1 «Б»Таблица рейтингов. Класс 1 «Б»Перенос данных по классу из сводной таблицы в таблицу рейтингов. Диаграмма составленная на основе рейтинга умений Группа учащихся по результатам выполнения заданий на конкретное умение{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Название уменийЗадание на выполнение по образцуУспешно выполненоНе выполненоГруппа заданий на ориентацию в способе действияУспешно выполненоГруппа 1123Группа 3123Не выполненоГруппа 2123Группа 4123 Анализ результатов по классу в целомУмениеГруппа 1Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями « на выполнение» и «на ориентацию»Группа 3Учащиеся, не справившиеся с заданиями «на выполнение» и успешно выполнившие задания «на ориентацию»Группа 2Учащиеся, успешно справившиеся с заданиями «на выполнение» и не справившиеся с заданиями «на ориентацию»Группа 4Учащиеся, не справившиеся с обоими типами заданий по данному умению Таблица распределения по группам. Класс 1 «Б»{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Фамилия, ИмяУменияПланированиеОценкаАнализСинтезСравнениеКлассификацияОбобщениеПричинно-следственные связиАрхипова АлександраГр.1Гр.1Гр.1Гр.3Гр.3Гр.4Гр.4Гр.2 Этапы формирования УУДНадпредметный курс«Я познаю себя» 1.Регулятивные УУДвыполнение заданий по образцу;формирование уровня внимания и самоконтроля;действия оценивания, планирования;умения находить сходства и различия в объектах. 3.Познавательные УУД-формирование приемов мыслительной деятельности (анализ, синтез, абстракция, обобщение);развитие логического мышления;- развитие памяти, внимания. 4. Коммуникативные УУД(умения работать в парах, в группе) Задача украсить рукавички так, чтобы они составили пару, были одинаковыми.Задание «Рукавичка» Работа в группе(осуществление сотрудничества, умения договориться) Ожидаемые результаты по окончанию курса:Формируется устойчивость внимания;Зрительная и слуховая память ребёнка;Развивается логическое мышление;Сенсорная сфера ребёнка (глазомер, мелкие мышцы кистей рук);Активизируются творческие способности;Воспитание межличностных отношений («учитель-ученик», «ученик-ученик»).По окончанию курса «Я познаю себя» учащиеся должны уметь:Самостоятельно выполнять данное учителем задание;Проявлять собственную активность в получении знаний;Уметь контролировать собственные действия в ходе выполнения задания. Главное для учителя - помнить,что все учащиеся - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять. И наша задача - помочь ученикам в этом.