Презентация по русскому языку на тему Повторение и обобщение по темеЛексика и фразеология (5 класс)


Тема урока: «Повторение и обобщение по теме «Лексика, фразеология» Цели урока: Способствовать систематизации знаний и умений по разделу «Лексика, фразеология»; активизировать деятельность воспитанниц по обобщению теоретических сведений и формированию лингвистической, языковой компетенций; обучение построению рассуждений на лингвистическую тему.2. Способствовать развитию умения мыслить логически, делать выводы, развивать навыки наблюдения, выявления ошибок; формировать умения обосновывать лингвистические положения; развивать навык текстовосприятия; развивать коммуникативные воспитанниц.3. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку; воспитывать чувство коллективизма; формировать этику поведения в условиях соревновательной деятельности; воспитывать бережное, эстетическое отношение к русскому языку и родной природе. Видео От лексического значения слов От смысловых отношений между словами От происхождения слов От употребления слов Деление лексики на группы в зависимости… ОднозначныеМногозначные СинонимыАнтонимыОмонимы Исконно русскиеИноязычные Разными группами людей В разных стилях речи В разные исторические эпохи Общеупотреб.Необщеупотреб. РазговорныеКнижныеНейтральные Активная лексикаУстаревшие словаНеологизмы По каким признакам лексика русского языка делится на группы?- На какие группы делится лексика в зависимости от лексического значения слов? Работа с текстом. В м_газине электр_приборов люстра пользовалась большим ув_жением.- Ей бы только добраться до своего потолка,- говорили настольные лампы,-тогда в мире сразу станет светлее. И долго ещё, уже заняв свои места на р_бочих ст_лах, (на)стольные лампы вспоминали о своей зн_менитой з_млячке, которая теперь, ого! – стала б_льшим св_тилом. А Люстра между тем дни и ночи проводила в ресторане. Устроилась она неплохо, в самом центре потолка, и, ослепленная собственным блеском, прожигала за вечер столько, сколько (на)стольным лампам хв_тило бы на всю жизнь. Но от этого в мире (не) стало св_тлее. Работа с текстом по группам. 1группа.- Вставьте пропущенные буквы.- Озаглавьте текст.- Тема текста.- Основная мысль. 2 группа.- Вставьте пропущенные буквы.- Тип текста.- В прямом или переносном значении использовались в тексте выделенные слова? 3 группа. - Вставьте пропущенные буквы.- Объясните лексическое значение слова ЗЕМЛЯЧКА-- Как вы понимаете выражение СТАЛА БОЛЬШИМ СВЕТИЛОМ 1группа.- Вставьте пропущенные буквы.- Озаглавьте текст.- Тема текста.- Основная мысль. 2 группа.- Вставьте пропущенные буквы.- Тип текста.- В прямом или переносном значении использовались в тексте выделенные слова? - На какие группы делится лексика в зависимости от смысловых связей между словами? Выпишите те пары слов, которые являются синонимами. Докажите это. 1 группа.Свежий – черствыйСверкать – блестеть2 группаМаленький – малышХрабрый – бесстрашный3 группаТоропиться – спешитьПение - петь Выпишите из данной группы слов иноязычные. Назовите те признаки, которые указывают на их иноязычное происхождение. Акваланг, грамота,корень, диалог, фойе, каменный. Найти и выписать в тетрадь «четвертое лишнее слово», проанализировав слова с точки зрения происхождения. 1 группа.Балет, костюм, галстук, волк.2 группа.Луна, себялюбие, книжонка, спорт.3 группа.Самовар, натюрморт, конфликт, кортеж. Ребята, берегите зрение! Проверь себя. КоттеджМенюМонологНатюрмортКомпозитор «Молчаливый диктант».Поставьте ударение в словах, объясните лексическое значение слов. Баловать, одновременно, досуг, ржаветь, звонит, туфля, мастерски, красивее, облегчить, хвоя, включит, щавель, свекла. Проверь себя и поставь оценку. 1. В2. А 8 прав. ответов - «5»3. Г 6-7 ответов - «4»4. Г 4-5 ответов – «3»5. Б 1-3 ответа – «2»6. А7. Г8. Б Отгадайте фразеологические загадки. Замените словосочетания фразеологизмами, запишите их в тетрадь. 1 группа.Его вешают, приходя в уныние;Его задирают, зазнаваясь;Его всюду суют, не вмешиваясь не в свое дело.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,2 группа.Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом;Её набирают в рот, когда молчат;Ею нельзя разлить неразлучных друзей;В неё прячут концы нечестные люди;Иногда они выходят из неё сухими.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,3 группа.Её заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело, а потом расхлёбывают, распутывая это дело;Её не сваришь с тем, с кем трудно сговориться;Её «просит» рваная обувь;Она в голове у путаников.,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, Д.з. Упр.723 (орфографический минимум)