Презентация по русскому языку на тему: Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы


Интерактивные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы проблемно – развивающее обучениеразвитие критического мышления Приемы эйдетики и мнемотехникиОбразовательные технологии Проблемно - развивающее обучение Цели проблемного обучения1.Развитие мышления и способностей учащихся, развитие творческих умений.2.Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.3.Воспитание активной творческой личности учащихся, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.4. Развитие профессионального проблемного мышления Дуб, береза, дерево, липа{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}УчительУченикКак вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.Как можно назвать слово с общим значением? обобщающимКакова же будет тема нашего урока?Предложения с обобщающим словом при однородных членах. Какова цель урока?Как правильно оформлять предложения с обобщающими словами и однородными членами? Какой знак необходимо ставить после обобщающего слова? Результативность- повышается интерес к учебе;обеспечивается развивающий эффект и мотивация учения;- не допускается переутомления на уроке; обеспечивается атмосфера сотрудничества учителя и ученика;- вырабатывается активная позиция детей;- развивается речь, логическое мышление;- дети показывают высокий уровень обученности - умение добывать знания;- воспитывает самостоятельность;- делает работу на уроках организации новых знаний  интересной для учеников и  учителя;-высокая мотивация способствует формированию интереса к учебе;- обеспечивают на уроках творческую деятельность, как учащихся, так и учителя.Преимущества: Технология критического мышления Пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века. В дальнейшем стала использоваться в дидактических целях как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Синквейн Правила составления:1 строчка (одно слово) – название стихотворения, тема (обычно существительное).2 строчка (два слова - прилагательное или причастие). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.3 строчка (три слова - глаголы). Действия, относящиеся к теме.4 строчка (четыре слова) – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в первой строчке. 5 строчка (одно слово) – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в первой строчке (обычно существительное).СказуемоеГлавное, необходимоеСообщает, открывает, рассказываетБез него все-таки скучноДействие Тонкие Толстые Однозначный ответОдин ответ {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Однозначный ответОдин ответ{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Неоднозначный ответНесколько ответов Тонкие Толстые{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Кто... Что... Когда…Может…Будет... Мог ли... Как звали... Было ли... Согласны ли вы…Верно ли …{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Дайте объяснение, почему... Почему вы думаете... Почему вы считаете... В чем разница... Предположите, что будет, если... «Толстые и тонкие вопросы»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}способствует развитию мышления и вниманию учащихсяразвивается умение задавать ''умные'' вопросыпомогает в поиске ответовзаставляет вдумываться в текст помогает лучше усвоить содержание текста. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Что мне известно по …? Что нового я узнал ? Работа со словаремБортовой журнал Лучше усваивается материал;проще запомнить, а затем пересказать правило, видя перед собой графическое изображение;позволяет свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.Кластер Урок «Предложный падеж имени существительного» 5 классП.п.Сущ.М.р.Ср.р. Е Ж.р.(а,я)Где?О ком?О чем?дополнениеобстоятельствоо,об,прив,во,на {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} «Эйдос» по-гречески образ. Эйдетизм является разновидностью образной памяти, выраженной в сохранении ярких, наглядных образах предметов по прекращению их воздействия на органы чувств. Обладающий эйдетизмом человек не воспроизводит в памяти воспринимавшиеся им предметы, а продолжает как бы видеть их. Эйдетической способностью в разной мере обладают все люди, но именно дети способны быстрее и ярче находить эйдетические образы. «Мнемотехника» – техника запоминанияПриемы эйдетики и мнемотехники 1.Фонетические ассоциации (по схожести звучания). Суть в удачном подборе созвучных ассоциаций к запоминаемому слову.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Западна западе солнце падаетИнженерЖеня – инженерМебель еловая мебельПассажирпаспорт пассажираПаук паутина оружие паукаРебятаребята решают ребусДеревнядед в деревнеЧувствоуважай чужие чувства {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Валенкиваленки у ЛенкиСверкаетВерка сверкаетРакета в ракете ракПловец Пловец нашел овецГоризонтгори, зонтОблакона облаке лакСоловей соловей поет солоУжинужи на ужин?2. В слове спряталось другое слово. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}А К  К У Р А Т Н О        (Катя и Коля аккуратные)   А   О   Т   Л  Я    ЯС У  Б   Б  О Т А          А   А        Р    Б        Б    Е        А    Т        Р     Т        А    А (В  субботу две сестрички Барбара и Бабетта идут в гости)3.Составление ребусов. ПРИТЧА – малый поучительный рассказПрием развивающего обучения {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} маленький объем чётко выраженный сюжетРАЗВИВАЕТФАНТАЗИЮВООБРАЖЕНИЕЛОГИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил: – Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.  – Что ответил Мастер своему ученику?«Притча без окончания» Применение на уроках технологий проблемного обучения,  развития критического мышления   через  чтение и письмо,   творческих   и  нестандартных   заданий   - является хорошим    стимулом для учеников    к самостоятельной  поисково-творческой деятельности. Желаю творческих успехов!!!