«Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС»


.Расскажи – и я забуду,Покажи – и я запомню,Дай попробовать – и я пойму. Во-вторых, речь идет о формировании у детей мотивации к обучению, о помощи им в самоорганизации, саморазвитии и социализации. Ни для кого не секрет, что обучающиеся не могут применять на практике, имеющиеся знания. Эти задачи позволяет успешно решать проектная деятельность. Работа над проектамиОбразовательная программа МБОУ СОШ № 40 определяет выбор проектного метода как ведущего для проектирования и осуществления воспитательной работы с учащимися школы. Этот выбор основан на многолетнем опыте работы школы. Проектные технологии по мнению педагогического коллектива позволяют реализовать поставленные школой в своей образовательной программе задачи наиболее полно. С этой целью администрация школы ведет целенаправленную деятельность по организации проектной деятельности, в том числе и в начальной школе. В начальной школе эта работа обычно проводится совместно с родителями, которая существенно поднимает значимость проекта в глазах учащихся а) создана информационная образовательная среда, обеспечивающая возможность педагогам начальной школы использовать как в урочной, так и во внеурочной деятельности ,компьютеры, интерактивные доски с проекторами, сеть Интернет. б) создана медиатека, в которой собраны книги, компьютерные программы, электронные ресурсы и другие средства, необходимые учителям и учащимся для организации проектной и исследовательской деятельности. в)приобретены электронные материалы для начальной школы , необходимое для проведения учебных исследований и стимулирования учащихся к исследовательской и проектной деятельности. В начальной школе реализуются различные способы участия детей в проектной деятельности: - индивидуальные, - групповые, - классные, -общешкольные проекты. В ходе проектной деятельности учащиеся учатся начальной школы использовать компьютер для:- получения и обработки информации;- организации (планирования) проектной деятельности ,представлению результатов проектной деятельностиВ начальной школе эта работа обычно проводится совместно с родителями Привлечение родителей необходимо для установления взаимоотношений между детьми и родителями, для налаживания плодотворных связей между семьей и школой.Когда дети видят, что их родители участвуют в работе учителя, у них возрастает чувство собственной значимости. Детям дают понять, что самые главные взрослые в их жизни заботятся о них. Хорошие, дружеские отношения между семьей и школой идут на пользу всем детям. Когда родители становятся активными помощниками учителя, дети получают положительную мотивацию. Структура проекта:5.Итог4.Деятельность учителя Этапы работы Деятельность учащихся3)Тренинговые занятия Ожидаемый результат Типология2)Диагностика Актуальность Принципы отбора содержания 1) Цель: Этапы проектной деятельности1.Выбор проектовНачинается с обзора учителем возможных проектов (поделки, мероприятия, исследования)Выполняется в школе на одном из уроков или во время классного часа Дети выбирают проект или по аналогии предлагают свои, или откладывают свой выбор на завтраЕсли проект групповой, то определяются группы Результат: выбранные детьми проекты 2.Сбор сведений (поиск информации)Проводится в основном дома (возможно, в школе во внеурочное время) Проводится при активном участии родителей По возможности сведения собираются из наблюдений на экскурсиях (на природу, на предприятия, в музеи и т.д.) По времени занимает 1-2 неделиРезультат: найденные сведения 3.Завершение работы над темойИз найденных сведений каждый ребёнок выделяет самое важное и с помощью родителей заносит избранные сведения на лист единого формата (А4)Практически, этот лист делают сами родители, потому что задача – не самовыражение ребёнка, а возможность других детей познакомиться с результатами поиска школьником новых сведенийОформление: крупный чёткий шрифт, плотная бумага, желательны иллюстрации и простые схемыРезультат: собранные из отдельных листов и хранящиеся в открытом доступе картотека или альбом с оглавлением, созданным учителем или родителями. Представление результатовПроводится при активном участии родителей в школе во внеурочное время.Проводятся мероприятия, представляются поделки и экспозиции, защищаются (представляются) исследовательские проектыВсе мероприятия, презентации и защиты фотографируются.Результат: завершённые проекты, заполненные несколько страниц альбома истории жизни класса Пример проектов по теме «Как жили казаки» Традиционный альбом всего класса по изученной теме. Мероприятия Мини-конференция Постановка про жизнь казаков в XVIII веке Показ мод XVIII-XIX веков «Казачьи игрища»Праздник казачьей кухни Игрушки, в которые играли маленькие казачата. Предметы быта казаков. Макет казачьего куреня, Модели транспорта тех лет (телеги, сани, кареты) Макеты оружия или обмундирования казака Модели одежды казаков. Блюда казачьей кухни по старинным рецептам Поделки Книга по своей теме Старинные открытки, открытки на современные темы в казачьем стилеВыставка рисунков из жизни казаков Информационные проекты Пример проектов по теме «Нашей школе-55» Традиционный альбом всего класса по изученной теме. Мероприятия Урок в первом или втором классе Инсценировки коротких рассказов о школе Викторина «Нашей школе 55» Показ моделей школьной формы Учебные пособия Выставка рисунков «Школа будущего» Эскизы школьной формы от школы каменного века до школы будущего Коллекция одежды «Школьная форма» Поделки Страницы своего учебника по любой теме (с текстами, рисунками, заданиями)Рекламный проспект своей школы «Приходите к нам учитьсяРассказ о переносе во времени современного школьника в школу прошлого или наоборот Информационные проекты Сколько времени уходит на выполнение домашнего задания?Что такое «хорошая школа»? Исследования Как улучшить свою память Как наладить отношения с одноклассниками Как начать лучше учиться Как найти книгу в школьной библиотеке Решения проблем Проект « Мы помним, мы гордимся !» Любящий свой народ Любознательный, доброжелательный Познающий мир Умеющий учиться ,умеющий высказывать свое мнение