Разработка технологических карт по ФГОС «Планирование воспитательно-образовательной деятельности по теме недели»
Разработкатехнологических карт по ФГОС «Планирование воспитательно-образовательной деятельности по темам»
Когда мы тратим время на планирование, его становится больше. Б. Франклин
Из энциклопедииТехнологическая карта — это стандартизированный документ, содержащий необходимые сведения, инструкции для персонала, выполняющего некий технологический процесс или техническое обслуживание объекта.
Технологическая карта, как педагогическое новшествоТехнологическая карта- это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное планирование, преподавание и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программТехнологическая карта ОД – это графический способ описания процесса в виде пошаговой, поэтапной последовательности действий с указанием примерных средств, задач и предполагаемых результатов.
Параметры технологической карты занятияПараметрами могут быть - этапы занятия - его цели - содержание учебного материала - методы и приемы организации учебной деятельности - деятельность педагога и деятельность воспитанников
Дидактическая сущность ТКВ дидактическом контексте технологическая карта представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результатаПроектная педагогическая деятельность при разработке технологической карты заключается в использовании инновационной технологии работы с информацией, описанн заданий по освоению темы, четкой формулировке предполагаемых образовательных результатов
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКАПредметКлассТип урокаТемаЦельЗадачиОбразовательные:Развивающие:Воспитательные:УУДЛичностныеУУД: Регулятивные УУД: Коммуникативные УУД: Познавательные УУД:Планируемые результатыПредметные: знать… уметь…Личностные:Метапредметные:Основные понятияМежпредметные связиРесурсы: основные и дополнительныеФормы урокаТехнологияВиды технологических карт урока
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Технологическая карта с методической структурой урокаДидактическаяструктура урокаМетодическая структура урокаПризнакирешениядидактических задачМетодыобученияФормадеятельностиМетодическиеприемы и ихсодержаниеСредстваобученияСпособыорганизациидеятельностиОрганизационный моментАктуализация знанийСообщение нового материалаЗакрепление изученного материалаПодведение итоговДомашнее задание
Технологическая карта урокаУчитель:Предмет: Тема занятия:Класс: Цели урока:Дата: Образовательные ресурсы:{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Основные этапы организации учебной деятельностиЦель этапаСодержание педагогического взаимодействияДеятельность учителяДеятельность обучающихсяпознавательнаякоммуникативнаярегулятивная1.Постановка учебных задач2.Совместное исследование проблемы3.Моделирование4.Конструирование нового способа действия5. Переход к этапу решения частных задач6.Применение общего способа действия для решения частных задач7. Контроль на этапе окончания темы
Технологическая карта по теме неделиТехнологическая карта по теме недели включает в себя интеграцию образовательных областей и видов деятельности. Такая технологическая карта помогает воспитателю объединить образовательные области, спроектировать совместную и самостоятельную деятельность детей, определить её содержание и конечный продукт
Компоненты образовательных областей по ФГОС конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей; определяется целями и задачами Программы; реализуется в различных видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитиеСоциально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитиеПознавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитиеРечевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие (Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Физическое развитиеФизическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.).
1.Технологическая карта интегрированного образовательного процессана тему «Дары осени» в старшей группе Цель: формирование обобщённых представлений об осени как времени года, приспособленности растений к изменениям в природе, явлениях природы. Расширение представлений о неживой природе. Оказание посильной помощи в уборке урожая на огороде детского сада.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Образовательная область (ФГОС)Вид детской деятельности(ФГОС)Содержание деятельностиСоциально-коммуникативное развитиеКоммуникативная Игровая ТрудоваяБеседа «Стадии роста и развития растений»; рассматривание иллюстраций; беседа«Взаимоотношения человека с природой»: беседа о выращивании урожая фруктов, овощей, ягод и. д.Беседа «Растения полей, лесов, садов и огородов»Дидактическая игра «Похож-не похож»; «Съедобное-несъедобное»; "Расскажи без слов". "Назови три предмета", "Когда это бывает", "Что сначала. что потом", "Похоже - не похоже", "Овощехранилище"«Что где растёт»; «Вершки и корешки».Словесная игра "Пирожки","Садовник" Мозаика "Урожай" , "Собери букет" Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты" Театрализованная игра "Колосок" Сбор семян растений на огороде; сбор урожая;
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Познавательное развитиеПознавательно-исследовательскаяЭкспериментированиеОпытПроект «Блюда национальной кухни» (совместно с родителями);Игры «Узнай по запаху»;«Узнай на ощупь»; «Узнай на вкус»«Состояние почвы в зависимости от температуры»; "Почму не тонут корабли"Дидактическая игра «Пройди к овощехранилищу»Физическое развитиеИгроваяДвигательнаяПодв/ игра «Кто больше урожая соберёт одной рукой»; "Красочки", «Картошка»; Эстафета «Урожай собирай»; "айми свой цветок"; М/подв. игра "Весёлый мячик", «Ручеёк»; «Капуста»;"Ручеёк", "День-ночь"Игра - релаксация "Поспать бы"Утренняя гимнастика «Цветы»; гимнастика после сна "Цветочек"Речевое развитиеВосприятие художественной литературы и фольклораКоммуникативнаяИгроваяЧтение и пересказ украинской народной сказки «Колосок»; Ю. Глушенко "Грядка"; П.Воронько "Виноград", "Вишенка"; " Кабачок"Пальчиковые игры «Мы делили апельсин»; «Засолка капусты»; "Обед у слона"Художественно-эстетическое развитиеИзобразительная Конструктивная Музыкальная ДвигательнаяРисование на тему: «Натюрморт с фруктами»; аппликация «Фрукты на тарелке»Конструирование склада для хранения урожаяРазучивание песен «Осень пришла» (сл. Е.Авдиенко, муз. В. Герчик); придумывание и исполнение «Танца осенних листьев»)Итоговое мероприятие «Ярмарка вкусностей» (совместно с родителями; каждая семья представляет своё любимое блюдо из собранного на даче урожая)
2.Технологическая карта по теме «Продукты питания Труд повара»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Образовательная областьВид деятельностиСодержание деятельностиВзаимодействие с родителями Предполагаемый результатСоциально-коммуникативное развитиеКоммуникативная НОД Игровая ТрудоваяБеседа «Об удивительных превращениях пищи в организме человека», «Что значит «правильное питание? »НОД «Продукты питания»Описательные рассказы о посуде, продуктах питания по схеме.Ситуативные беседы: «Какие виды посуды вы знаете? », «Почему растаяло мороженое? », «Почему утром мы едим кашу? »Разучивание и исполнение ролей для выступления на празднике посуды для детей младших групп.Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы»Заучивание стихотворения «Для чего нужна посуда? » И.Шорыгиной.Д/игра «Полезные и вредные продукты» Игра на развитие мелкой моторики: «Поможем овару перебрать крупу»,пД/игры: «Поваренок», «Что нужно повару для работы? », «Составим меню»Игры с палочками Кюизенера «Собери посуду»Сюжетно-ролевые игры: «Продуктовый магазин», «Посудная лавка», «Поварята», «Ждем гостей», «Выставка посуды»,Театрализованная игра «Поможем Федоре» Дежурство по столовой. ХБТ- мытье посуды в игровом уголке.рассматривание с детьми домашней посуды, кухонных электроприборов, заучивание с детьми стихов о посуде, помощь в создании альбома «Путешествие в прошлое посуды», презентация блюд из полезных продуктов.
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Познавательное развитиеПознавательно-исследовательскаяЭкспериментированиеРассматривание посуды «Какая бывает посуда? », «Для чего нужны разные банки? »,Экскурсия на пищеблок д/с.Просмотр презентаций: «История создания посуды», «Какая бывает посуда», «Где прячутся витамины? », «Электроприборы наши помощники»Проблемная ситуация: «Как накрыть праздничный стол? », «В чем можно хранить продукты? », «Почему продукт испортился? » Рассматривание и сравнение колосьев ржи и пшеницы.Моделирование посуды по ТРИЗ.Конструирование «Продуктовая машина»Игры – эксперименты: «Что из чего? », «Тонет-не тонет», «Прочная или нет? », «Какое на вкус? », «Что растворяется в воде? », «Электроприборы-помощники? »Физическое развитиеИгроваяДвигательнаяИгра на развитие мелкой моторики: «Поможем повару перебрать крупу»Пальчиковая гимнастика «Моем посуду»Физминутки: «Пекарь», «Посуда», «Поварята»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Речевое развитиеВосприятие художественной литературы и фольклораКоммуникативнаяИгроваяПословицы о пользе продуктовЗакрепить правила обращения со стеклянной посудой.Пересказ рассказа Я. Тайца «По грибы»Заучивание стихотворения «Для чего нужна посуда? » И.Шорыгиной.Чтение-слушание рассказов о посуде, хлебе, продуктах питания. («Сказка о ведре, которое решило помочь хозяину», р. н. с. «Лиса и кувшин», «Лиса и журавль», К. Чуковский «Федорино горе» и др.)Беседа «Вилка и нож - не игрушки за столом» НОД «Продукты питания»Описательные рассказы о посуде, продуктах питания по схеме.Ситуативные беседы: «Какие виды посуды вы знаете? », «Почему растаяло мороженое? », «Почему утром мы едим кашу? »Словесные игры: «Скажи по-другому»«Доскажи словечко», «Какой, какая, какое? »,Игры на развитие звуковой культуры речи, формирования словаря, связной речи и грамматического строя речи.Художественно-эстетическое развитие Изобразительная Рассматривание натюрмортов, посуды народных умельцев Хохломы, Гжели.НОД. Рисование на тему: «Фрукты в вазе», «Красивая тарелка»НОД. Аппликация на тему: «Банка варенья для Карлсона»
{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Музыкально-художественная деятельностьКонструктивная Слушание песен из мультфильма «Федорино горе», разучивание песни «Варись, варись каша»Моделирование посуды по ТРИЗ.Конструирование «Продуктовая машина»
ВЫВОДЛюбое планирование носит творческий характер. Умение конструировать технологическую карту играет немало важную роль. Польза этого умения очевидна, т.к. воспитателю приходится осмысливать собственную педагогическую деятельность, ее результативность, активно использовать профессиональную терминологию, оценивать определенные моменты в новом ракурсе – все это имеет большое значение для профессионального роста педагога.