Презентация по литературному чтению на тему: Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками. Басня И.А.Крылова и Эзопа
Презентация урока Литературное чтение 4 классучитель МОУ СОШ №182Кукушкина Валентина Михайловна Тема: « Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками» Цель: Знакомство с басней, как жанром литературы.Мораль произведения. Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 4 класс, А. ЧураковаРабочая тетрадьГрафика А.Серова к басням И.А.КрыловаПортреты Персея, Прометея, Эзопа, КрыловаИллюстрации к басням И.А.Крылова Актуализация знаний 1) Разложи слова на две группы:Крылов, Персей, Прометей, Эзоп(мифологические герои и баснописцы)2) Что такое басня? Выбери:- краткий рассказ- поучительный рассказ- краткий рассказ поучительного характера 3) Найди признаки басни:- написана в стихах- герои – животные- в прозе- герои – люди- содержит мораль- небольшие по объёму Работа в паре по карточкам. Кому из баснописцев мы посвятим урок? Подумай: Тема урока посвящена великому знаменитому баснописцу Крылову Ивану Андреевичу Русский писатель.Академик Петербургской Академии наук.Автор комедий, опер, сатирик, журналист.Но славу принесли басни.За 30 лет написал 205 басен.Обогатил русский язык крылатыми остроумными выражениями.Его басни вошли в фонд национальной культуры.Широко известен за рубежом, переведен на 50 языков. «Он превзошел всех нам известных баснописцев» А.С.Пушкин (1769-1844) Памятник «Дедушке Крылову». Петербург. 12 мая 1855г. П.К.Клодт. Ворона и лисица Вороне где-то бог послал кусочек сыру; На ель Ворона взгромоздясь, Позавтракать было совсем уж собралась,Да позадумалась, а сыр во рту держала. На ту беду, Лиса близехонько бежала; Вдруг сырный дух Лису остановил: Лисица видит сыр, - Лисицу сыр пленил, Плутовка к дереву на цыпочках подходит; Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит И говорит так сладко, чуть дыша: "Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки! Какие перышки! какой носок! И, верно, ангельский быть должен голосок! Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица, При красоте такой и петь ты мастерица, Ведь ты б у нас была царь-птица!" Вещуньина с похвал вскружилась голова, От радости в зобу дыханье сперло, - И на приветливы Лисицыны слова Ворона каркнула во все воронье горло: Сыр выпал - с ним была плутовка такова. Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок. Прочитайте. О каких животных идет речь? ПлутовкаРыжаяСераяХитраяКрикливаяВороватая Словарная работас записью в тетрадь Лесть – лицемериеЛьстец – льстивый человекГнусный – отвратительныйПленил – привлек вниманиеВещунья – предсказывает несчастье(накаркала)Зоб – на груди птицы Работа с учебником - Почему лесть гнусна, вредна? - Почему на роль льстеца выбрана лиса? - Как Крылов изобразил лисицу?- Какие ласковые слова она говорит вороне? Как надо прочитать?- Какого человека напоминает лиса? А ворона?Найди и прочитай, как автор выражает радость вороны?В чем смысл басни? Лесть - ложь (хитрая, ловкая, коварная) (нельзя поддаваться на лесть, она вредит человеку) Инсценировка басни Обобщение - Вы читали раньше похожую басню, но другого автора? - А можно ли прочитать басню Эзопа в лицах? - В чем сходство басен? (Да,Эзопа) (Сложно) Работа в парах. Эзоп1. Одинаковый 2. В прозе3. Ворон 4. Держит кусок мяса Крылов1. Одинаковый2. В стихах3. Ворона4. Держит кусок сыра План:1. Сюжет.2. Форма изложения.3. Герои.4. Их действия. -Что ещё заметили? Какие глаголы используются?Прочитай! (Мораль разная: У Крылова – в начале (автор)У Эзопа – (лисица) У Эзопа – спокойныеУ Крылова – эмоциональные Почему Крылов выбрал именно этот сюжет? Проблемы людей;Избавление от пороков через образ животных Графика А.Серова к басням И.Крылова Вопросы: 1. Какие недостатки людей высмеивают басни Крылова?ЛестьЗавистьХитростьОбманЛицемерие 2. Чему учат басни? Зачем люди придумали такой жанр?Высказать правду в глаза. 3. Что же такое басня?Зеркало с отражением недостатков 4. Чему учат?Быть честным, справедливым Какая из пословиц подходит к басне И.Крылова? «Летом не вспотеешь, так и зимой не согреешься»«На языке мед, а под языком лед» Итог урока: 1. Что нового узнали?2. Какая из басен нравится? Почему? Домашнее задание:Выучить басню И.А.Крылова «Ворона и лисица» наизусть.Выполнить в тетради рисунок к басне. Не врать – красивая черта,Иметь её любой захочет.Я редко вру, лишь иногда,Я честным быть стараюсь очень. Спасибо за внимание!