Презентация по русскому языку на тему Безударные и чередующиеся гласные в корне (10 класс)


Безударные и чередующиеся гласные в корне словаРусский язык 10 классУчитель: Лукина О.Н.МБОУ СОШ п. Соколье Цели урока- развитие навыков самообучения и самоконтроля, умения систематизировать полученные знания, развитие умения применять теоретические знания на практике;- обобщение знаний по курсу орфографии и пунктуации; закрепление навыков написания безударных и чередующихся гласных в корне;- развитие умения работать в группе, анализировать собственный уровень знаний;- отработать навыки "узнавания орфограммы", условий её выбора;- закрепить навык работы с тестовыми заданиями к ЕГЭ.


Что вы можете сказать о теме:Я это все знаю отлично.Я знаю это хорошо.Кажется, я помню не всё.Вспоминаю с трудом. Сделайте предположение, на какую оценку вы сможете сделать задание по этой теме.


Распределите слова в таблице, решая орфографическую задачу.Д..лжностной, к..ричневый, обог..щать, прик..сновение, зап..х, б..гровый, д..кумент, д..рижировать, з..ря, безотл..гательный, пл..вцы, пром..кашка, д..лина, в..новатый. опт..мизм, ед..ница, эксп..римент, обл..денение, расф..совать, пол..жение, заб..рать. Заполни таблицу!{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}Слова с проверяемыми безударными гласнымиСлова с непроверяе- мыми безударными гласнымиСлова с чередующимися гласными                        
Ключ для самопроверки{C4B1156A-380E-4F78-BDF5-A606A8083BF9}Слова с проверяемыми безударными гласнымиСлова с непроверяемыми безударными гласнымиСлова с чередующимися гласнымидолжностнойкоричневыйприкосновениеобогащатьбагровыйзарязапахдокументбезотлагательныйдолинадирижироватьпловцывиноватыйоптимизмпромокашкаединицаэкспериментположениеобледенениерасфасоватьзабирать
Оцените свой уровень знаний по данной теме 0-1 ошибка-«5», 2-3 ошибки-«4», 4-5 ошибок-«3», более 5 ошибок- «2» . Поставьте себе оценку под таблицей.


Безударные гласные в корнеПравописание безударных гласных в корне можно проверить, изменяя слово или подбирая однокоренные слова так, чтобы сомнительный звук оказался под ударением, например: вечер-вечерний, нога-ноги. Правильное написание проверяемых безударных гласных необходимо для разграничения слов, которые в речи совпадают по звучанию: посвЕтиь ( фонарем)-посвЯтить ( жизнь науке). Неправильный выбор проверочного слова становится причиной ошибок в понимании и написании слов. Н-р, слово дОлина имеет общий корень со словом дол, а не даль; глагол благослОвить образован от сочетания благое слОво, а не благая слАва.)
Расставить ударение в словах, объяснить правописание безударных гласных, подбирая проверочные слова Вдалеке, выздороветь, допоздна, дряхлеть, единичный, заколоть, закалить, запевала, изломать, лепнина, минёр, наварить, заливать, китовый, смягчение, притеснять, старожил, удивляться, деревянный, удалиться, уплотнить, заплатить. Непроверяемые безударные гласные в корнеВ русском языке немало слов с непроверяемыми гласными, которые нельзя проверить, подбирая другие словоформы и родственные слова. Правописание таких слов проверяются по орфографическому словарю. Например: вагон, ураган, экзамен
Условия написания чередующихся гласных в корне- ударение;- буква, следующая за гласной; - суффикс - а -, следующий за корнем;- лексическое значение слова.

Используя теоретический материал учебника (стр.96-101), заполните таблицу{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Условия написания гласных в корнеКорни с чередующимися гласнымиУдарениеСуффиксБуква, следующая за гласнойЗначение слова
Ударение в слове определяет написание гласных  {D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}КореньПримерыИсключенияГор - гАр Под ударением пишется а, без ударения – о.ЗагАр, угАр, загорЕлый, угорЕтьВыгарки (спец.), изгарь (диал.), пригарь (разг.)Клан - клонПод ударением пишется гласная в соответствии с произношением: поклОн, клАнятьсябез ударения - О: ПоклонИться, наклонИтьЗар - зорВ безударном положении А: зарЯ, зарнИца;Под ударением пишется то, что слышится: зОри, зАревоЗоревАть, зоревОй, зорЯнка
{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}Плав - плов -плывВ безударном положении пишется а: поплАвок, плАвунецПловЕц, пловчИха, плывУнТвор - тварПод ударением пишется гласная в соответствии с произношением:творчество.Без ударения - О: творИть, претворЯть, затворИть.утварь
Согласные в корне определяют написание гласных{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}КореньПримерыИсключенияРаст - рос -ращВырасти, выращенный, вырослаРосток, Ростислав, Ростов, ростовщик, отрасль, подростковыйСкак - скочПроскакать, выскочитьСкачок, скачу, скачи
Суффикс, стоящий за корнем, определяет написание гласных в корнях{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}КореньПримерыИсключенияКас - косКасаться, коснуться, Блист- блест, блеск, блеснБлистать, блестеть, блеснуть, блескБир - берИзбирать, изберуТир - терВытирать, вытеретьМир - мерЗамирать, замеретьДир - дерОтдирать, отдеруСтил - стелРасстилать - расстелитьЖиг - жегРазжигать, разжечьЧит - четВычитать, вычетСочетание, сочетатьЛаг - ложИзлагать, полагать, изложить
Значение слова определяет написание гласных в корнях{D7AC3CCA-C797-4891-BE02-D94E43425B78}КореньПримеры ИсключенияМак - мок - моч1.Если слово имеет значение "опускания чего-либо в жидкость" - А:обмакнуть перо в чернила.2.В значении "мочить, становиться мокрым" - О: мочёные яблоки, промокательная бумага.3.Под ударением пишется то, что слышится: мОкрый.Равн - ровн1. В значении "ровный, прямой, гладкий, без отклонений от необходимых размеров" - О:выровнять газон, сровнять с землёй.2. В значении "равный, одинаковый по величине", "поравняться с кем-либо" - А:равновесие, уравнять в правах.3.Под ударением пишется то, что слышится: рОвный, рАвный.Равнина, поровну, ровесник, уровень.
Спишите слова с чередованием, вставьте пропущенную букву, объясните условия выбора орфограммы. Выг. .ревший, несг. .раемый, соб..ру, разд..ру, расст..лю, зам..реть, р..списка, зам..рать, раст..реть, раст..рать, заж. .гать, зап..рать, отп..реть, бл..стать, ув..дать, разд..раю, расст..лаю, заг..реть, изг..родь, заг. .рать, приг. .ревший; прир. .сти, прир..щённый, невыр..сший, прор..стающий, уск..рять, р..сток, р..стение, выр..с, Р..стов, прил..жить, прил..гать, прил..гаемый, прик..саться, прим..рение, прик..снуться, неприк..саемый.
Проверьте себя. ВыгОревший, несгОраемый, собЕру, раздЕру, расстЕлю, замЕреть, замИрать, растЕреть, растИрать, зажИгать, запИрать, отпЕреть, блИстать, раздИраю, расстИлаю, загОреть, загОрать, пригОревший; прирАсти, прирАщённый, невырОсший, прорАстающий, рОсток, рАстение, вырОс, РОстов, прилОжить, прилАгать, прилАгаемый, прикАсаться, прикОснуться, неприкАсаемый.Все ли слова нужно было списывать? Сделайте вывод.
Составьте слово1. Возьмите от слова «присказка» приставку.2. Выберите среди слов то, в котором есть орфограмма с чередующейся гласной в корне. Выделите в этом слове корень «удивлять, коснуться, задуматься, улыбаться»3. Добавьте к выбранным морфемам глагольный суффикс от слова «прыгнуть». 4.Возьмите от глагола «увиделись» суффикс прошедшего времени.5. Добавьте окончание от слова «орфограмма».6. Прибавьте суффикс возвратности.Какое слово у вас получилось?



Ключ к заданию ПрикоснуласьНайдите орфограмму в корне и объясните условия выбора гласной.
В каком ряду все слова с чередующейся гласной в корне?А) Р..стовщик, предпол..жить, насл..ждение.Б) Сотв..рить, пог..релец, предпол..жение.В) Обж..мать, к..снуться, р..скошный.Г) Изл..вчиться, заг..р, соч..нение.

В каком ряду есть слово с чередующейся гласной в корне?А) К..нонада, раст..ять, сл..боватый.Б) Сл..паться, подм..гнуть, отд..ление. В) П..лисадник, разг..реться, ар..мат.Г) Распр..гать, опт..мист, изм..нения..

Укажите пары слов, в которых О пишется в обоих случаях?А) Прекрасный возр..ст; пром…кнуть написанное. Б) Переск…чить через яму; опытная пл…вчиха.В) Команда «р…вняйсь!»; бежал как уг…релый.Г) Оз…риться светом; обл…жной дождь.

В каком ряду буква И пишется во всех случаях?А) бл..стать, соб..рательный, раст..раниеБ) выч..тать, раст..реть, заж..матьВ) подп..рая, бл..стела, выт..ратьГ) разд..рёшь, оп..раться, зам..реть

В каком ряду буква Е пишется во всех случаях?А) соч..тание, соб..рётся, заж..гаюБ) заст..лил, проч..тать, подп..ратьВ) зап..реть, соч..тать, уд..рётГ) прот..реть, ум..реть, расст..лается

В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения?А) Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.(К.Арсеньев)Б) Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.(И.Гончаров)В) Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших улиц города.(И.Тургенев)

В каком предложении есть слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от ударения?А) Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.(И.Гончаров) Б) Когда разговор касался симпатичных ей поступков, чёрные глаза светились радостным блеском .В) В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.(А.Пушкин)
Ключ к тестовым заданиям1 –Б2 – В3 – Б4 – А5 – В6 – Б7 – В



Оцените выполненное задание «5» – 0 -1 ошибка «4» – 2 ошибки «3» – 3-4 ошибки «2» – 5 и более ошибок

Подведем итогиСложите баллы, набранные вами в начале урока и получившиеся за работу с тестами: наивысший балл -10 ( 5+5). Итак, если вы набрали 10-9б, поставьте себе «5», 8б-«4», 7-6б-«3», 5и менее-«2». Ответьте на вопросы:- Как вы думаете, удалось ли вам достичь поставленной цели? Насколько оправдались ваши прогнозы?- Назовите гласные, которые могут чередоваться. - Перечислите условия написания чередующихся гласных в корне.Как проверить безударную гласную в корне?Что делать, если безударная гласная в корне непроверяемая?


Домашнее заданиеВыучить п.19-20Упр. 100 стр. 95, упр.107 (часть 2) стр.101. Гениально! Спасибо за урок!!! Резервные задания.Используя «ручку», установи соответствияк..снулсявыр..стибл..сталпишем А, т.к. далее идет согласный…пишем И, т.к.есть суффикс апишем О, т.к.нет суффикса ав корне КАС\КОС пишется «А», если сеть суффикс Ав корне БЛЕСТ\БЛИСТ пишется «И», если сеть суффикс АРАСТ\РАЩРОС
Используя «ручку», установи соответствияпишем О, т.к.безударнаяпишем О, в соответствии со значениемпишем О, т.к далее идет согласный…подр..внять волосысотв..ритьвск..читьпродолжитьСКАК\СКОЧ перед «Ч» пишется «О»в корне ТВАР\ТВОР без ударения пишется «О»в корне РАВН\РОВН пишется «О» в значении РОВНЫЙ Используя «ручку», установи соответствияпишем А, в соответствии со значениемпишем О, в соответствии со значениемпишем О, т.к.безударнаявым..кнуть под дождемпокл..нитьсяпл..вецпродолжитьПЛАВ\ПЛОВ пишется «О», если говорим о людяхв корне КЛАН\КЛОН без ударения пишется «О»в корне МАК\МОК в значении «впитывать жидкость» буква «О» Используя «ручку», установи соответствияпишем И, т.к.есть суффикс апишем Е, т.к.нет суффикс апишем Е, т.к.исключениезаж..гатьсоч..татьрасст..литьпродолжитьВо всех этих корнях пишется «А» при наличии суффикса «А». СОЧЕТАТЬ исключение Используя «ручку», установи соответствияпишем А, т.к.безударнаяпишем А, т.к.есть суффикс апишем А в соответствии со значениемприл..гатьз..ряур..внениеЕсли выполнил задание раньше всех:в корне РАВН\РОВН в значении «равный» буква «А»в корне ЗАР\ЗОР в без ударения «А»в корне ЛАГ\ЛОЖ «А» пишется при наличии суффикса «А».