Презентация Особенности подросткового возраста
Возрастные особенности подростков Выступление на общешкольном родительском собрании педагога-психолога МАОУ ШИЛИ Диденко М.В. Подростковый возраст - этап развития личности, процесс перехода от зависимого, опекаемого детства, когда ребенок живет по особым правилам, установленным для него взрослыми к самостоятельной жизни. Подростковый период – важный и трудный этап в жизни человека, время выборов, которое во многом определяет всю последующую жизнь. В это время только складываются, оформляются:- устойчивые формы поведения, - черты характера,- способы эмоционального реагирования. В глубокой древности этот этап считался таким же качественным изменением состояния, как рождение, вступление в брак, смерть. Организм ребёнка подвергается глубокой перестройке, причём в очень быстром темпе. Это - период «брожения психики». Одним из элементов микросреды, в отношениях, формирующих личность, является семья. При этом решающим является нравственная атмосфера, взаимоотношения, которые складываются между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми. Даже в благополучных на первый взгляд семьях можно выделить много проблем психологического характера, которые приводят к кризису подросткового возраста. Психология взрослой личности устойчива и способна противостоять этим явлениям, тогда как психология подростка, не полностью сформировавшаяся, ослабленная процессами пубертации, может претерпевать негативные изменения.Подросток – не глина, да и Вы – не скульптор. К сожалению, Вам не под силу вылепить скульптуру «идеального» ребёнка, воплощающую все ваши устремления, мечты, фантазии и амбиции, из реального сына или дочери. У него – совсем другое «идеальное – Я». Ваша цель – помогать ему меняться и взрослеть, исходя из его реальных устремлений и целей.В этот период для ребёнка самым главным является:ЛюбовьДовериеПониманиеподдержка Особенности переходного возраста Нарушение эмоционального контакта с родителями (чаще и с отцом, и с мамой).Эмоциональный дискомфорт дома.Ощущение недооценённости, собственной незначимости, ненужности.Не достаёт безусловной любви и принятия, внимания, понимания, заботы… Личностно-ориентированный подход – учёт особенностей: ВозрастныеЛичностныетемперамент, характер, способности (интеллектуальные, творческие, организаторские…) склонности, эмоциональная сфера, здоровье... Самооценка подростков противоречива, недостаточно целостна, поэтому в их поведении может возникнуть много немотивированных поступков. В возрасте 13-14 лет меняется система ценностей и интересов. Появляются новые кумиры.Они часто увлекаются неформальными течениями.Характер взаимоотношений со взрослыми и родителями часто носит протестный характер (грубость, скрытность, нарочитость поведения, стремление поступать наперекор, игнорирование замечаний, уход от обычной сферы общения). Перестройка отношения подростка к себе и окружающим влияет не только на его эмоциональное состояние, но и на развитие его творческих способностей и удовлетворённость жизнью вообще. Учёба в это время отходит на второй план. Проявляется пренебрежительное отношение к обучению (пропуски занятий, плохое выполнение домашних заданий, плохая успеваемость, бравада невыполнением обязанностей), Подростки оказываются перед лицом большого количества «лишнего времени» и неумением содержательно проводить досуг. У большинства отсутствуют увлечения, они не занимаются в секциях и кружках, не посещают выставки и театры. Бессодержательно проводимое время толкает подростков на поиск новых «острых ощущений». Алкоголизация и наркотизация тесно вплетаются в структуру дивиантного образа жизни подростков. Очень часто подростки отмечают свои «заслуги»: удачные похождения, хулиганские поступки, драки, мелкие кражи распитием спиртных напитков. Впоследствии объясняя свои поступки, подростки имеют неправильное представление о нравственности, справедливости, смелости и храбрости. На всём протяжении подросткового периода наблюдается чётко выраженная динамика агрессивности. Формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков. Подростку присущи: формирование психосексуальных установок;тяга к романтике и самоутверждению, бравада своей смелостью, выяснение своих возможностей и способностей иногда на грани риска;Любопытство, восприимчивость к негативным воздействиям;повышенная эмоциональная реакция даже на незначительные события, ранимость;частая смена настроения, беспричинная обида, грусть, слёзы;неумение давать верную оценку конкретным действиям;отстаивание, иногда бессмысленное, своей позиции, в том числе и неверной;неразвитость привычки сопоставлять свое поведение с законом, часто одобрительное отношение к криминальной деятельности; проявление критического отношения к ранее авторитетным взрослым, мнением которых пренебрегают в пользу сверстников; Подростку присущи: потребность во “взрослом” самоутверждении в группах сверстников; склонность копировать их поведение; чувство сопричастности (“за компанию”, "в группе интереснее, безопаснее", группа "вселяет уверенность в своих силах»);гедонистические потребности (желание развлечь себя, получить “кайф”, удовольствие от риска, чувство опасности); желание уйти от реальных жизненных проблем; неумение сказать «нет» ; тяга ко всему необычному, увлечения неформальными течениями; демонстративно пренебрежительное или снисходительное отношение к младшим, а также представителям противоположного пола, что является признаком пробуждения интереса. Наиболее частые нарушения поведения у подростков – реакция протеста (оппозиция, уход из дома, двигательные «бури») – реакция отказа - реакция группирования со сверстниками – реакция имитации Основные общие дефекты поведения трудных подростков проявляются: в отрицательном отношении к нравственным нормам отношений между людьми (грубость, упрямство, лживость, жестокость, недисциплинированность и т.д.), в отрицательных проявлениях в учебной работе (лень, постоянная невнимательность, интеллектуальная пассивность, отсутствие познавательных интересов и др.). Подростки и преступления: Несовершеннолетний, как правило, не в состоянии почувствовать чужую боль. У него либо занижен, либо вовсе отсутствует страх перед смертью. Зачастую он совершает какие-либо действия агрессивного характера не потому, что он особенно смел, а потому, что не может адекватно оценить степень опасности своих поступков для жизни как своей, так и окружающих.Характерной чертой преступлений несовершеннолетних становятся насилие, немотивированная агрессивность и жестокость. У ребенка, испытывающего трудности в учебе и общении с одноклассниками, появляются начальные формы негативного отношения к окружающей жизни, то есть подросткового негативизма. Затем уже могут проявляться асоциальные тенденции к отклоняющемуся поведению, которые в дальнейшем закрепляются в антиобщественные формы поведения, переходящие в правонарушения и преступления. Типологии подростков-правонарушителей строятся на выделении их роли в структуре асоциальных групп и дефектов характеров: 1. Инициаторы, организаторы асоциальных групп, циники (с устойчивым комплексом асоциальных установок: жестокостью, агрессивностью, деспотизмом, паразитизмом, стяжательством, стремлением к лидерству любым путем и т.д.). 2. Подверженные власти примитивных потребностей (пищевых, половых, алкогольных, наркотических и др.) при готовности удовлетворять их любыми недозволенными средствами. В силу слабости самоконтроля они охотно подчиняются подросткам первой категории и тиранят более слабых. 3. Неустойчивые, которые испытывают конфликт между аморальными и позитивными побуждениями. Способны осознавать противоправность своего поведения, однако эгоизм и неумение противостоять ситуации стимулируют их антиобщественные поступки. 4. Безвольные, не имеющие собственных нравственных чувств и убеждений и выступающие как полные конформисты и исполнители чужой воли. 5. Аффективные, переживающие постоянное чувство обиды, фрустрации, переоценивающие себя и проявляющие заносчивость, претенциозность, агрессивность к окружающим и т.д . Такие несовершеннолетние легче поддаются вовлечению в преступление. “Подготовленность” несовершеннолетних к негативному поведению и вовлечению их в преступления – результат влияния ряда неблагоприятных условий: педагогическая неграмотность родителей, приводящая к неправильному выбору форм, методов и средств воздействия на детей, стремление удовлетворять их каждое желание, привитие им чувства превосходства над другими детьми, стремление освободить ребенка от труда, что приводит к безделью, к бесцельному времяпрепровождению. Все это облегчает попадание детей под антиобщественное влияние, т.к. психика подростка к этому подготовлена. Пути решения проблемы.1.Формирование круга интересов подростка на основе особенностей его характера и способностей.2. Максимальное сокращение периода его свободного времени – «времени праздного существования и безделья». 3. Снижение проявления агрессии путём посещения спортивных школ, ежедневной гимнастики дома с использованием гантелей, железных гирь и боксёрских перчаток (пусть подростки колотят друг друга в мирной драке, давая выход накопившейся энергии, чтобы агрессия не накапливалась подобно статистическому электричеству, имеющему свойство взрываться болезненными разрядами).4. Не предъявлять подростку завышенные требования, не подтверждённые его способностями.5. Честно указывать на его удачи и неудачи . Рекомендации для родителей.1. Будьте всегда чуткими к делам детей.2. Анализируйте причины их удач и неудач.3. Поддерживайте ребёнка, когда ему нелегко.4. Старайтесь не ограждать подростка от трудностей.5. Научите преодолевать трудности.6. Постоянно контролируйте ребёнка, но без гипер опеки.7. Поощряйте даже едва-едва возникшие потребности в знаниях, в гармонии и красоте, в самоактаулизации.8. Рассказывайте ребёнку о своих проблемах, о том, что волновало Вас, когда Вы сами были в их возрасте.9. Покупайте книги по психологии, самопознанию. 10. Будьте всегда личным примером (учите делами, а не словами). 11. Разговаривайте с детьми как с равными, уважая их мнение, избегая нравоучений, криков, назидательности и уж тем более иронии.12.Советуйте следить за своей внешностью.13. Ни в коем случае не запрещайте отношений с противоположным полом, не пресекайте разговоры на темы взаимоотношений мальчиков и девочек.14. Познакомьтесь с друзьями своего ребёнка, просите их информировать Вас о способах времяпровождения, но не превращайтесь в шпиона. Помните: недоверие оскорбляет!15. Следите за тем, какие книги читает Ваш ребёнок, какие фильмы смотрит.16. Будьте всегда для своего ребёнка, прежде всего старшим, мудрым другом и только потом любящей(им) мамой(папой)! Спасибо за внимание.