Презентация к уроку русского языка в 5 классе по теме Словосочетание


Презентация учителя русского языка и литературы МКОУ «ООШ №12» Свистуновой Натальи АнатольевныСловосочетание Цель урока : Сформировать представление о словосочетании как организованной единице языка; Научить отграничивать словосочетание от слова и от предложения; Научить различать виды словосочетаний по главному слову ( находить главную и зависимую части словосочетания).

Что конкретнее называет предмет -слово или сочетание двух слов? Стол Лист Книга Друг Письменный стол, обеденный стол; Осенний лист, тетрадный лист; Большая книга, интересная книга; Лучший друг, верный друг



Словосочетание более точно, конкретнее называет предмет, качество, признак.
Подумайте, это словосочетание? Деревянное стеклоКвадратный шарикЧитает книгамиВязать утюгомСмелый снегСладкая партаЧестный мелКрылатая щука



Составьте возможные словосочетания, запишите их, обозначая стрелками зависимость между частями. Вставьте пропущенные орфограммы.пож…леть, друг; увл…каться спорт; уд . вительный зрелище; кв…дратный мяч; пр.сить помощь; см…лая г…рой; ст…клянный шоколад Слова в словосочетании связаны по смыслу и грамматическипожалеть друга увлекаться спортом удивительное зрелище просить о помощисмелый герой.


Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимому ставится вопрос Зависимое слово - то , которое отвечает на вопрос. Например, в словосочетании синее море главное слово – море , зависимое – синее; море ( какое ? ) синее. Главное и зависимое слова связаны по смыслу и грамматически .



Образуйте словосочетания с данными словами , вместо точек подберите зависимые слова. …день , …солнце, …ночь ,…река,…поле, …картофель, …птицы. Улетать …, смотреть…,видеть…, присматриваться…, перейти….Расти …, говорить…, сказать…, читать…,думать…


Заполните таблицу примерами{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A} Грамматическая связь помощью окончания Грамматическая связь с помощью окончания и предлогаТолько по смыслу Желтую листвуГулять по лесу Читать громко
Играть в теннис; гигантские горы; хлестнуть веткой восхищаться природой; удивительное путешествие; читать громко; пожалеть маму; слушать внимательно; желать здоровья; петь хорошо; гулять по лесу; стучать в окно; падает на землю; плавать далеко; смеяться весело; плывет по реке. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}С помощью окончанияС помощью окончания и предлогаТолько по смыслу гигантские горыиграть в теннисчитать громкохлестнуть веткойгулять по лесуслушать внимательновосхищаться природой стучать в окнопеть хорошоудивительное путешествиепадает на землюплавать далекопожалеть мамуплывет по реке Виды словосочетаний Ручка двери (сущ. +сущ.);Большого дома (сущ.+сущ.);Бронзовый от загара ( прил.+ сущ.).Именные


Виды словосочетаний Читать книгу (глаг. +сущ. );Поступил плохо (глаг. +нар. );Плыть быстро (глаг.+ нар. ) .Глагольные

Укажите именные словосочетания 1.Устный счет 2.Участие в соревновании 3.Участвовать в игре 4.Чествовать победителя 5.Шел по дороге 1,2,



Укажите глагольные словосочетания 1.Гигантский завод 2.Сверкнуть на солнце 3.Доблестный воин 4.Неприятный запах 5.Работать на поле 2,5


Виды словосочетаний очень громко (нареч. + нареч.)совсем медленно (нареч. + нареч.)Наречные


Все ли соединения слов в предложении «Кузнечик сложил свои длинные задние ноги пополам, потом разом выпрямил их и подскочил в воздух» являются словосочетанием? 1.кузнечик выпрямил; 2.разом выпрямил; 3.сложил и подскочил; 4.подскочил высоко; 5.длинные и задние; 6.задние ноги


Разом выпрямилПодскочил высокоЗадние ноги

ЛитератураАрсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку:Кн. Для учащихся. Под ред. Л.П. Крысина ; -М. : Просвещение,1995.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе : Кн. Для учителя : Из опыта работы.- М. : Просвещение, 1992.Разумовская М. М. , Львова С. И. , Капинос В. И. И др.Русский язык : Учеб. Для 5 кл. –М.:Дрофа , 2000.Фомичева Г. А. Изучение словосочетаний в школе. Информационные источники: ДевочкаКлассФон