Семинар для педагогов Профилактика подросткового суицида


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПОДРОСТКОВОГОСУИЦИДАПедагог-психологСОШ№4, г.СимферопольСубботина Н.С. 60.000 россиян кончают жизнь самоубийством в течении года Российские мужчины заканчивают жизнь самоубийством в шесть раз чаще, чем женщиныЖенщины совершают попытки чаще, чем мужчиныРоссия на первом месте в мире по количеству суицидов среди подростков В год расстаются с жизнью около 2 тысяч 500 несовершеннолетнихСамоубийств больше чем убийств в 1,5 разаСтатистика по суицидам 140 суицидов каждый день и 980 суицидальных попытокКаждые 10 минут в России происходит 7 попыток самоубийства и 1 самоубийствоУ нас в стране происходит порядка 19 - 20 случаев самоубийств на 100 тысяч подростков. Это в 3 раза больше чем мировой показатель. Наиболее частые способы:• повешение, нанесение себе несовместимых с жизнью ран, принятие смертельной дозы яда, выбрасывание из высотных домов.Время года:• 60% всех суицидов приходится на весну (обострение психических заболеваний) и начало лета (школьные экзамены).Показатель неудавшихся попыток в среднем в 10 раз выше показателя состоявшихся самоубийств. Суицид (самоубийство) - это реакция человека на проблему, кажущуюся непреодолимой. • Ранимость, инфантильность, острота переживаний, склонность к самоанализу, застенчивость, робость.• Несформированность системы ценностей, неспособность адекватно перерабатывать конфликты в межличностной сфере.• Повышенная чувствительность, недостаток самоконтроля, импульсивность, склонность к сомнениям, неустойчивость эмоциональной сферы.• Интровертированность, возбудимость, неустойчивость настроения, склонность к депрессиям расстройствам, неадекватная самооценкаИндивидуальные психологические особенности самоубийц Лишь у 10% подростков имеется истинное желание покончить с собой.Часто суицидальные действия подростков носят демонстративный характер, осуществляются в виде своеобразного «суицидального шантажа». Такие попытки чаще всего спровоцированы наказаниями, которые подросток считает несправедливыми, и бывают окрашены возникающим чувством мести по отношению к обидчику, желанием доставить ему большие неприятности.К суицидальным демонстрациям относится и «игра со смертью», когда ребенок стремится заполучить репутацию исключительной личности. • Проблемы со сном, потеря аппетита, апатия• Склонность к уединению и отчуждению• Резкие изменения во внешности и поведении• Возбужденное или агрессивное состояние• Угрызения совести• Чувство безнадежности, тревога, депрессия, плач без причины• Раздача личных вещей• Неспособность долго оставаться внимательнымК признакам желания покончить с собой относятся: • Утрата интереса к любимым занятиям• Самобичевание• Неожиданное ухудшение успеваемости, не посещаемость школы• Членство в группировке или секте• Эйфория после депрессии и др.• Побеги из дома• Злоупотребление алкоголем и наркотикамиК признакам желания покончить с собой относятся: • «одиночество» - 33,4%• «непонимание родителей» - 30,2%• «конфликты между родителями» - 22%Причиной суицидального поведения часто оказывается:- уязвленное самолюбие, - утрата ценного для подростка внимания, - страх упасть в глазах окружающих,- отвергнутая любовь, - необходимость выпутаться из серьезной ситуации, в которую попал подросток, избежать наказания, вызвать сочувствие и сострадание. Причины, вызывающие особые волнения у подростков: Для многих современных родителей характерна эмоционально-негативная самооценка себя как родителя (отмечено у 80% обследованных мам и 60% пап). Около 49% обследованных пап считают себя неподготовленными к роли главы семьи и рады, что эту роль берет жена или прародители ребенка. Лишь 32,8% пап ответили, что они являются “главой семьи”, “кормильцем”, “старшим наставником” и т.д.Отношение родителей к процессу воспитания “Что вы испытываете, попадая в ситуацию необходимости провести воспитательное воздействие на ребенка?”18% родителей ответили: “растерянность”, ”страх”, “желание переложить ответственность на других”.А на просьбу описать себя как родителя, более 65% пап и 43% мам ответили:что часто бывают грубы, несдержанны и крикливы.В ответе на вопрос: Приведу пример. 540 педагогам - родителям из 40 регионов России дали рекомендации как избавиться от агрессивности.Более 40% посчитали, что не уверены, что рекомендации для него...!Более 50% отметили,что из-за разных причин не смогут их применять...!Но откуда тогда жалобы на школу? В современном детском сообществе выделено несколько групп детей, которые являются жертвами социума:- дети, которые лишены по разным причинам возможностей, необходимых для нормального развития;-которые оказываются в условиях, препятствующих их социально - психологической адаптации;- которые попадают под воздействие криминогенных факторовВоспитательная деятельность педагога строится с учетом процессов, протекающих в социуме и, в первую очередь с учетом положения в обществе детей. Воспитательная деятельность педагога должна быть направлена на гуманизацию пространства детства и обязана включать задачу создания условий, обеспечивающих благополучный процесс развития ребенка и устраняющих препятствия на его пути. Понимание воспитания как обеспечения условий развития ребенка требует внесения иных акцентов в ценности педагогической деятельности. 1)Изучение ребенка2)Создание условий самореализации ребенка как цель и результат воспитательной деятельности педагога3)Организация активной жизнедеятельности детей и вовлечение их в творчество гуманистического воспитания4)Утверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществеСодержание воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства подразумевает способность педагога одновременно работать с детьми, имеющими разные образовательные и иные потребности и использовать при этом широкий спектр методов, приемов и средств; обеспечивать детям, в силу тех или иных причин, как правило от них не зависящих, «выпавших» из жизни возвращение в достойную и радостную жизньАдаптивная деятельность -адаптация является комплексной программой, то есть ее целью является не разделение детей на годных и негодных для адаптации, а осознанная организация взаимодействия разных детей; -комплексность адаптационной системы воспитания подразумевает всестороннее развитие, умение решать проблемы во всех жизненных аспектах; -создание педагогических условий, которые будут соответствовать потребностям и нуждам всех детей;Основные требования к адаптационной деятельности педагогов Педагог стремится изучать ребенка в его внутренней целостности:изучает возрастные особенности детей;знакомится с каждым ребенком как представителем определенной социальной и культурной среды;постоянно стремится лучше его понятьСодержание воспитательной деятельности педагога Использует сравнительно – эволюционный метод, который позволяет ему фиксировать динамику развития каждого ребенка; анализирует предметы детского творчества, сочинения, рисунки и т.п. систематически наблюдает за детьми в их свободном проявлении в разнообразности деятельности, совмещая воспитательную деятельность с исследовательскойСодержание воспитательной деятельности педагога Самореализация ребенка в разнообразной деятельности Самопознание детей – членов коллектива Наполнение деятельности детского коллектива гуманистическим содержанием Систематическая диагностика состояния межличностных взаимоотношений и прогнозирование их развитияФормирование благоприятного для личностного развития ребенка эмоционального климата Организация жизни детского учреждения на законах равноправияУтверждение чувства защищенности ребенка в детском сообществе Основным тезисом в профилактической работе должно выступать то, что ценить жизнь молодым людям помогает любовь и сочувствие, а от отчаянного шага часто молодых людей удерживает возможность поговорить «по душам» с человеком, который выслушает, посочувствует и поймет. Более подробно об исследованиях в области воспитания и образования вы можете узнать на сайтах http://www.cipv.ru http://www.odardeti.ru Нужно ценить и любить данную жизнь! Спасибо за внимание!