Презентация по математике Старинные русские меры длины


Шалимова Софьяученица 5 Г классаруководитель Кормина М.Н. * Цель моего исследования Выяснить: какие меры длины существовали раньше и существуют сейчас где и как они используются что означают пословицы и фразеологизмы, в которых есть названия мер длин Гипотеза если учащиеся будут знать соотношение старинных русских мер и современных единиц измерения величин, то это поможет :легче понять содержание учебных и художественных текстов;решать задачи. Объект исследования старинные меры длины. Задачи: Изучить математическую литературу, которая описывает старинные русские меры; Проанализировать учебники по математике 5 – х классов с точки зрения наличия в них старинных мер;Решать задачи с использованием старинных мер длины. Практическая значимость работы заключается в том, что использование старинных единиц измерения длины при решении задач способствуют повышению интереса к изучению математики Новизна исследования поиск математических представлений у учащихся о мерах измерения длины в Древней Руси Методы поисковый метод с использованием научной и учебной литература, а также поиск необходимой информации в сети Интернет;практический метод выполнения вычислений с применением нестандартных алгоритмов счета;анализ полученных в ходе исследования данных. * Старинные русские меры длины В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.Пядь – расстояние между концами вытянутыхбольшого и указательного пальцев1 пядь = 18 - 19 см ? Про кого говорят «У него семь пядей во лбу»? Об умном, мудром человеке. * Локоть – расстояние от локтевого сгиба до конца вытянутого среднего пальца 1 локоть = 46 - 47 см Вершок – длина верхней части пальца 1 вершок = 4,45 см ? О каком человеке можно сказать «От горшка два вершка»?Два вершка – это около девяти сантиметров: 4,45 ∙ 2 = 8,9 см. Людей такого роста не бывает. В чем же разгадка? Дело в том, что при указании роста человека раньше счет велся после двух аршин, то есть после 142,24 сантиметров. Значит, от горшка два вершка – это чуть больше полутора метров: 142,24 + 8,9 = 151,14 (см) . * Косая сажень - расстояние от подошвылевой ноги до конца большого пальцавытянутой вверх правой рукиМаховая сажень - расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук 1 маховая сажень = 151,4 см ?Про кого говорят «В плечах косая сажень»?О человеке - богатыре, великане. * Верста – расстояние в 500 раз больше сажени 1 верста = 1540 м В подмосковном селе Коломенском находилась летняя резиденция царя Алексея Михайловича. Дорога туда была оживленной, широкой и считалась главной в государстве. А уж когда поставили огромные верстовые столбы, каких в России еще не бывало, слава этой дороги возросла еще более. Смекалистый народ не преминул воспользоваться новинкой и окрестил долговязого человека коломенской верстой. Так до сих пор и величает... ?Что означает поговорка «За семь верст киселя хлебать»?Ехать, идти далеко без особой надобности?Что означает выражение «Мерить версты»? Ходить на большое расстояние?Про кого говорят «Коломенская верста»?Так называют человека очень высокого роста, верзилу. Аршин – длина всей руки 1 аршин = 71,12 см . ?Что означает выражение «Мерить на свой аршин» ? Судить о ком-либо, чем-либо со своей личной точки зрения, оценивать на свой вкус. ? Что означает выражение «Мерить общим аршином» ? Рассматривать кого-либо, что-либо как обычное явление. ? Про кого говорят «Как аршин проглотил» ? Так говорят о человеке, который держится неестественно прямо, «по струнке». ? Что означает выражение «Видеть на два аршина под землей» ? Значит, отличаться большой проницательностью. Современные меры длины В наше время для измерения длины мы пользуемся мерой, названной метр.Метр - основная единица метрической системы. Метрическая система была принята во Франции, в конце 18 века. Тогда метр определили как одну десятимиллионную долю участка земного меридиана от Северного полюса до экватора. Метрическая система постепенно вытеснила местные и национальные системы в других странах и в 1875 году была законодательно признана в 17 странах, в том числе и в России.Международная комиссия по метру в 1872 постановила принять за эталон длины «архивный» метр, хранящийся в Париже, «такой, каков он есть». Но постоянно ездить в Париж сверяться с эталонным метром очень неудобно. Поэтому с 1983 года метр равен расстоянию, которое проходит в вакууме свет за 1/299792458 доли секунды.  В наше время так же используются: 1 миллиметр = 0,001 метра1 сантиметр = 0,01 метра1 дециметр = 0,1 метра1 километр = 1000 метров Задача Купец привез своим трем дочерям на сарафаны тюк выбойки (бумажная или льняная ткань с отпечатанными на ней узорами в одну краску), в котором было 30 локтей материи. Если на сарафан первой дочери надо 3 аршина и 4 пяди, второй дочери 2 аршина и 5 пядей, третьей дочери 1 аршин и 3 пяди. Хватит ли выбойки на сарафаны всем дочерям? Решение: 1) Найдем, сколько материи нужно на сарафан всем дочерям:3 аршина и 4 пяди + 2 аршина и 5 пядей + 1 аршин и 3 пяди = 6 аршинов и 12 пядей2) Переведем локти, аршины и пяди в метры: 1 Аршин = 0,712 м 1 Пядь = 0,19 м 1 Локоть=0,44м (6* 0,7112) + (12*0,19) = 6,5472 м 30*0,44 = 13,2 м3) Хватит ли выбойки трем дочерям на сарафаны: 13,2 – 6,5472 = 6, 6528 мОтвет: Да, выбойки хватит трем дочерям на сарафаны и останется на рубашку сыну. Анкетирование Ребята отвечали на следующие вопросы:Какие старинные единицы мер вы знаете?Назовите старинную русскую меру длины. (Верста, сажень, аршин, и т.д.) В каких ситуациях вы встречали старинные русские меры длины в повседневной жизни.В каких художественных произведениях вы встречали старинные русские меры длины?Как вы считаете, необходимо ли знание старинных мер длины в современной жизни?Назовите пословицу или поговорку со старинными единицами мер. Результаты анкетирования Старинные меры на страницах школьных учебников. Автор учебника Старинные меры длины Учебник математики 5 класс Дорофеев В.Г. Верста, локоть, аршин, сажень, миля, ярд, фут Учебник математики 5 класс Никольский С.М. Пядь, локоть, сажень, аршин, дюйм, миля Выяснили В современном русском языке старинные единицы длины и слова, их обозначающие сохранились, в основном, в виде пословиц и поговорок.Знакомство со старинными мерами на уроках математики происходит только в пятом классе. Кроме этого, со старинными мерами учащиеся встречаются на уроках литературы и русского языка.Знание старинных мер необходимо для общего развития. Гипотеза, которую мы выдвигали, подтвердилась. Спасибо за внимание!