Презентация Дыхательная гимнастика для дошкольников 
Дыхательная гимнастикаАвтор:Болдарева С.А.воспитатель-методистДОУ №9 «Восход»эл. адрес: boldareva-1977@mail.ruг. Шахтёрск, 2014Управление образования администрации г. Шахтёрска ДОУ №9 «Восход»
Наша речь осуществляется благодаря четкой и правильной работе всех органов, принимающих участие в речевом акте. Важной частью речи является дыхание. К органам дыхания относятся: грудная клетка, легкие и дыхательные пути (наружный нос, полость носа, глотка, гортань, трахея, бронхи). Дыхательный аппарат обеспечивает газообмен между вдыхаемым воздухом и кровью, а также очищение от пылевых частиц, увлажнение и согревание вдыхаемого воздуха.Правильное  носовое  дыхание  способствует  тренировке  дыхательной мускулатуры, улучшает  местное  и  мозговое  кровообращение, препятствует  разрастанию  аденоидов, предохраняет  от  переохлаждения.
    При  занятиях  необходимо  соблюдать  следующие  требования:- выполнять  упражнения  каждый  день  по  3-6 минут, в  зависимости  от  возраста  детей;- проводить  упражнения  в  хорошо  проветренном  помещении  или  при  открытой  форточке;- заниматься  до  еды;- заниматься  в  свободной, не  стесняющей  движения  одежде;- дозировать  количество  и  темп  проведения  упражнений;- вдыхать  воздух  через  рот  и  нос, выдыхать – через  рот;- в  процессе  речевого  дыхания  не  напрягать  мышцы  в  области  шеи, рук, живота, груди (плечи  не  поднимать  при  вдохе  и  опускать  при  выдохе);- после  выдоха  перед  новым  вдохом  сделать  остановку  на  2-3  секунды.
   Игровые  упражнения  для развития физиологического и  речевого дыхания    «Задуй  упрямую  свечу» - в  правой  руке  держать  цветные  полоски  бумаги; левую  ладонь  положить  на  живот; вдохнуть  ртом, надуть  живот; затем  длительно  выдыхать, «гасить  свечу».
  «Паровоз» - ходить  по  комнате, имитируя  согнутыми  руками  движения  колес  паровоза, произнося  при  этом  «чух-чух»  и  изменяя  скорость  движения, громкость  и  частоту  произношения.
  «Пастушок» - подуть  носом  в  небольшую  дудочку  как  можно  громче, чтобы  созвать  разбежавшихся  в  разные  стороны  коров; показать  ребенку, что  необходимо  вдохнуть  через  нос  и  резко  выдохнуть  в  дудочку.
   «Гуси  летят» - медленно  и  плавно  ходить  по  комнате, взмахивая  руками, как  гуси; руки-крылья  на  вдохе  поднимать, на  выдохе  опускать, произнося «гу-у-у» (8-10 раз).
   «Кто  громче» - выпрямить  спину, сомкнуть  губы, указательный  палец  левой  руки  положить  на  боковую  сторону  носа, плотно  прижимая  левую  ноздрю, глубоко  вдохнуть  правой  ноздрей (рот  закрыть)  и  произносить  (выдыхать)  «м-м-м», одновременно  похлопывая  указательным  пальцем  правой  руки  по  правой ноздре  (в  результате  получается  длинный  скандированный  выдох); выполнить  такие  же  действия, прижимая  правую  ноздрю.
   «Аист» - стоять  прямо, поднять  руки  в  стороны, одну  ногу, согнув  в  колене, вынести  вперед  и  зафиксировать  положение  на  несколько  минут, удерживая  равновесие; на  выдохе  опустить  ногу  и  руки, тихо  произнося  «ш-ш-ш»  (6-7 раз).
   «Маятник» - сесть  по-турецки, руки  на  затылке; спокойно  вдохнуть  (пауза 3 секунды), наклониться  вперед – выдох, возвратиться  в  исходное  положение – вдох (3-4 раза).
   «Охота» - закрыть  глаза и  по  запаху  определить, что  за  предмет  перед  вами  (апельсин, духи, яблоко, варенье  и  т.д.)
   «Шарик» - представить  себя  воздушным  шариком; на  счет  1,2,3,4, сделать  четыре  глубоких  вдоха  и  задержать  дыхание. Затем  на  счет  1-5  медленно  выдохнуть.
   «Каша» - вдыхать  через  нос, на  выдохе  произнести  слово  «пых». Повторить  не  менее  6  раз.
  «Покатай  карандаш» - вдохнуть  через  нос  и, выдыхая  через  рот, прокатить  по  столу  круглый  карандаш.
     «Греем  руки» - вдыхать  через  нос  и  дуть  на  озябшие  руки, плавно  выдыхая  через  рот, как  бы  согревая  руки.
   «Трубач» - поднести  к  губам  воображаемую  трубу.  Имитируя  движения  трубача, нажимая  пальцами  на  воображаемые  клавиши, на  выдохе  произнося  «ту-ту-ту» (10-15 секунд).
   «Жук» - сесть, руки  развести  в  стороны, немного  отведя  их  назад, - вдох. Выдыхая, показать, как  долго  жужжит  большой  жук – «ж-ж-ж», одновременно  опуская  руки  вниз.
 «Шину  прокололи» - сделать  легкий  вдох, выдыхая, показать, как  медленно  выходит  воздух  через  прокол  в  шине – «ш-ш-ш».  
Литература:Н.М. Щетинин «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей».Н.В Новотворцева «Речевая гимнастика для дошкольников».Л.П. Воронина «Картотеки артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа и самомассажа»