Презентация по русскому языку на тему Понятие о косвенной речи. Замена косвенной речи прямой речью


Тема урока:« Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной» Цели урока: 1) обобщение и систематизация знаний о способах передачи чужой речи и правилах постановки знаков препинания при прямой и косвенной речи;2) развитие умения анализировать языковой материал, обобщать, делать выводы;3) воспитание интереса и уважительного отношения к достижениям мировой и отечественной космонавтики. Планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. К.Э. Циолковский О чем сказал К.Э. Циолковский? тема урока: «Понятие о косвенной речи. Замена прямой речи косвенной» и поговорим о тех, кто открывает секреты Вселенной, покоряя космические дали. А начнем мы с античного мифа о первом полете человека Задание №1Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку (работа в парах)1) Древнегреческий миф рассказывает нам о трагическом полете Дедала и Икара. 2) Это случилось много веков назад. 3) Оказавшись в плену у царя Миноса Дедал мечтал вернуться на родину. 4) Если у меня нет возможности уйти я должен улететь решил он. 5) Дедал собрал перья больших птиц искусно связал их нитками и скрепил воском.6) Перед полетом Дедал предупредил своего сына, чтобы он не поднимался слишком высоко. 7) Икар ослушался отца и под жаркими лучами солнца воск скреплявший крылья растаял. 8) Юноша стремительно исчез в глубине моря. 9) Люди запомнили этот первый полёт и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха о просторных небесных дорогах. Проверьте себя1) Древнегреческий миф рассказывает нам о трагическом полете Дедала и Икара. 2) Это случилось много веков назад. 3) Оказавшись в плену у царя Миноса, Дедал мечтал вернуться на родину. 4) «Если у меня нет возможности уйти, я должен улететь», - решил он. 5) Дедал собрал перья больших птиц, искусно связал их нитками и скрепил воском.6) Перед полетом Дедал предупредил своего сына, чтобы он не поднимался слишком высоко. 7) Икар ослушался отца, и под жаркими лучами солнца воск, скреплявший крылья, растаял. 8) Юноша стремительно исчез в глубине моря. 9) Люди запомнили этот первый полёт, и с тех пор в их душах жила мечта о покорении воздуха, о просторных небесных дорогах. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Задание 2. Игра «Крестики -нолики». Отвечая на вопросы, заполните табличку, которая лежит перед вами. Если вы согласны с моим суждением, напротив номера вопроса ставьте «х» , не согласны - «о». Вопросы:Косвенная речь – это чужая речь, которая передается от лица автора, но в измененной форме.Предложение с прямой речью состоит только из прямой речи.Косвенная речь пишется с маленькой буквы.Косвенная речь выделяется кавычками.Косвенная речь передает только содержание чужой речи.При замене прямой речи косвенной используются союзы и союзные слова:чтобы, что, будто, где, когда, почему, частица лиПрямая речь – это чужая речь, переданная в измененной форме. Косвенная речь всегда следует после слов автора. Способы передачи чужой речи:прямая и косвенная. Косвенная речь – это СПП с придаточным изъяснительным. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 х о о о х х о х х х Обменяйтесь карточками и проверьте ответы товарища, сравнивая с ответами на доске. Кто выполнил задание без ошибок? Задание 3. Проверка теоретических знаний.Найдите неверные утверждения. (Слайд презентации)1. Если слова автора разрывают предложение, то после первой части прямой речи и после слов автора ставится запятая и тире, а вторая часть прямой речи начинается со строчной буквы.2. Если прямая речь – повествовательное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом что.3. Слова автора обычно предшествуют косвенной речи и отделяются от нее тире.4. Если прямая речь – побудительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом чтобы.5. Если прямая речь – вопросительное предложение, то слова автора – главное предложение, а прямая речь - придаточное изъяснительное с союзом ли. Задание 4. Работа с предложениями Составьте предложения с косвенной речью, пользуясь справочным материалом. Чтобы правильно расставить знаки препинания, вставьте недостающие слова в правило.Справочный материал: Предложения с косвенной речью имеют форму______________________ предложения с придаточным ______________________ , в котором слова автора - _____________ предложение, а чужая речь - _____________________ .1.Писатель Ю.Нагибин говорил о Ю.А.Гагарине: «Ему принадлежали и синь бескрайнего неба и легкие светлые облака и ширь земли далеко внизу».2. Космонавт А.А. Леонов спрашивал: «Я увижу космос с миллиардами звёзд не из корабля не из иллюминатора а через светофильтр скафандра?».3. «Разрешите высадиться мне на Луну»,- попросил американский астронавт Нил Армстронг. Задание № 5. Самостоятельная работа по тексту.На основе данного текста, используя прямую и косвенную речь, составьте предложения. Озаглавьте получившийся текст. Прошло много лет после нашего полёта на корабле «Восход-2». В космосе побывали десятки космонавтов на «Союзах» и «Салютах». Каждый решал свои сложные задачи. Но выход в открытый космос — одна из сложнейших операций на орбите. Она требует от космонавтов тщательной подготовки, большого мастерства и огромного мужества. Я смотрю на космонавтов по телевидению, слушаю их переговоры и доклады на Землю и каждый раз переживаю свой полёт на корабле «Восход-2» — первый выход человека в открытый космос. Я им завидую и от всего сердца желаю успеха. Освоение человеком Космоса продолжается… Задание 6Составление мини-текста-рассуждения. Замените прямую речь косвенной. Герой рассказа Рэя Брэдбери «Космонавт» просит своего сына: «Никогда не будь космонавтом… Потому что там тебя всегда будет тянуть сюда. А здесь – туда. Так что лучше и не начинать. Чтобы тебя не захватило». Согласны ли вы с этим утверждением? Почему освоение космоса является гордостью всего человечества? Домашнее задание. Используя различные способы передачи чужой речи, напишите мини-сочинение о том, какими качествами должен обладать человек, решивший связать свою жизнь с космонавтикой. При работе вы можете опираться на следующие высказывания:1. Космонавт не должен теряться в сложной обстановке и всегда должен быть готовым выйти из любой аварийной ситуации. (А.А.Леонов.)2. Чтобы стать крылатым, нужно стремление к полёту. (Ю.Гагарин.) Вернемся к нашему эпиграфу. Как же справедливо утверждение К.Э.Циолковского, что наша «планета есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели»! В 60-ые годы прошлого века тысячи мальчишек мечтали стать космонавтами. Интерес к исследованиям Вселенной не ослабевает и в наши дни. Благодарю за работу на уроке!