Презентация к ВКР Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников


Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников   Развитие наблюдательности - одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.Правильно спланированные и целесообразно организованные наблюдения развивают познавательную деятельность школьников, их интерес к окружающему миру. Наблюдения могут осуществляться в процессе экскурсий АКТУАЛЬНОСТЬ Экскурсия является такой формой организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность младшего школьника.Таким образом, экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта, видеть существенное, не выделяющееся из окружающего (наблюдательность); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания к объектам природы. Не случайно многие прогрессивные ученые и методисты прошлого неоднократно подчеркивали важность развития наблюдательности на экскурсиях. Это такие известные ученые как Вахтеров В.П., Герд А.Я., Зуев В.Ф., Новиков Н.И., Скаткин М.Н., Сонгайло К.А., Ушинский К.Д. и др. Способствовало этому также распространение работ чешского педагога А.Я. Коменского. Рекомендации о проведении экскурсий появились в "Уставе народных училищ" (1786), в "Школьном уставе" (1804). - обосновать роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников.ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - экскурсии по естествознанию в начальных классах.ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - влияние экскурсий на развитие наблюдательности младших школьников.ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования;- определить особенности психических процессов младших школьников;- изучить и проанализировать методику внедрения экскурсий в процесс естественнонаучного обучения младших школьников;- разработать и внедрить в процесс естественнонаучного обучения серию природоведческих экскурсий с использованием психолого-педагогических приемов, способствующих развитию наблюдательности младших школьников.ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ - наблюдения;- опытно-экспериментальная работа;- беседа;- тестирование.МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ Актуальность проблемы, её научная и практическая значимость обусловили выбор темы исследования - роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьников. Наблюдательность как одна из психологических особенностей младшего школьного возраста.Роль экскурсий в развитии наблюдательности у младших школьниковИстория введения экскурсий в курс "Окружающий мир"Глава 1. Психолого-педагогическое обоснование роли экскурсий в процессе формирования наблюдательности наблюдение - это восприятие, тесно связанное с деятельностью мышления: сравнением, синтезом, анализом. Развитие у детей способности к целенаправленному наблюдению может быть естественным образом вплетено в повседневную жизнь и учебную деятельность школьников. Наблюдение развивает у детей наблюдательность.ВЫВОДЫ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ГЛАВЫ экскурсия развивает: умение смотреть и точно воспринимать внешний вид наблюдаемого объекта ("острота и точность взора"); сообразительность суждения; инициативность и любознательность; искусство предвидеть явления и ускорять деятельность конструирующего воображения; а также способствует развитию тонкого и чуткого внимания во время экскурсий большая роль отводится наблюдениям младшими школьниками. Умению наблюдать ребенка необходимо специально обучать, поскольку это умение не может быть приобретено путем биологического наследования. Непосредственное восприятие окружающего мира имеет большое значение в познавательной деятельности школьника. Оно создает основу и является движущей силой умственного развития ребенка. Методика подготовки и проведения экскурсий по естествознаниюМетодика проведения после экскурсионной работыОпытно - экспериментальная работа Глава 2. Методические особенности формирования наблюдательности в ходе экскурсий по предмету «Окружающий мир» изучить вопросы организации проведения внеклассных мероприятий по окружающему миру в начальной школе и выяснить, в какой степени правильно организованное и проведенное внеклассное мероприятие способно повысить мотивацию учащихся к изучению данного предмета.ЦЕЛЬ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 1. Провести констатирующий этап опытно-практической работы, по результатам которого можно определить уровень познавательного интереса младших школьников по Окружающему миру.2. Провести формирующий этап опытно-практической работы, т.е. разработать и провести ряд внеклассных занятий по Окружающему миру в начальных классах с использованием различных экскурсий.3. Провести контрольный этап опытно-практической работы, т. е. проанализировать результаты, полученные в ходе опытно-практической работы.ЗАДАЧИ заключалась в выявлении уровня развития познавательного интереса у учащихся 2 класса. ЦЕЛЬ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭТАПА Критерии, показатели, уровни развития познавательного интереса у учащихся 2 классаКритерии УровниПоказателиВысокийСреднийНизкийНаличие интереса1. Отношение к определенному виду деятельностиПоложительноеНейтральноеОтрицательное2. Широта знанийПолнаяЧастичнаяОтсутствует3. УстойчивостьДолговременнаяКратковременнаяОтсутствуетНаличие непосредственного мотива, идущего от самой деятельности1. Потребность заниматься этой деятельностьюСознательныйПроизвольныйБезотчетный2. Способность переносить нагрузкиНа все занятияНа одно занятиеМенее чем на занятие3. Способность активно побуждать себя к практическим действиямВсегда самим собойИногда самим собойПобуждаются извнеОриентационные качества ребенка1.Способность оценивать себя адекватно реальным достижениемЗавышеннаяАдекватнаяЗаниженная2.Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программыПоддерживается ребенком самостоятельноПериодически поддерживаетсяПродиктован ребенку извне Ф.И.(В КЛАССЕ 6 ЧЕЛ.)Отношение к предмету Широта знанийУстойчивостьУровень наличия интересаДАНЯВВСВНАСТЯНСННАНДРЕЙССССВИКАССССНИКИТАНСССХАДЖИАКБАРСННН {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}НАЛИЧИЕ ИНТЕРЕСАКОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ%ВЫСОКИЙ1 ЧЕЛ.16,7 %СРЕДНИЙ3 ЧЕЛ.50 %НИЗКИЙ2 ЧЕЛ.33,3 % ЦЕЛЬ ФОРМИРУЮЩЕГО ЭТАПА- разработка внеклассных занятий с акцентом на краеведческий материал. Главные задачи формирующего этапа опытно-практической работы:1. Повысить у детей интерес к изучению Окружающего мира.2. Вызвать у учащихся эмоциональный отклик на проводимые занятия сформировать любознательность ребят и пробудить их к мыслительной и творческой работе.3. Создать благоприятные условия включения детей в изучение родной природы.4. Способствовать формированию познавательной активности школьников, вызывая у них желание, расширять свои знания и представления об окружающем мире. Ф.И.(В КЛАССЕ 6 ЧЕЛ.)Отношение к предмету Широта знанийУстойчивостьУровень наличия интересаДАНЯВВВВНАСТЯССССАНДРЕЙСВСВВИКАСССВНИКИТАССССХАДЖИАКБАРСССВ {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}НАЛИЧИЕ ИНТЕРЕСАКОЛИЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ%ВЫСОКИЙ4 ЧЕЛ. 66,7 %СРЕДНИЙ2 ЧЕЛ.33,3 %НИЗКИЙ НЕТ0 % Проведенная работа позволяет сделать вывод о том, что при правильном методическом включении в учебно – воспитательный процесс она способствует повышению качества знаний учащихся и формированию у них глубокого и устойчивого интереса.ЗАКЛЮЧЕНИЕ В результате анализа педагогической, психологической, методической и специальной литературы установлено, что проблема формирования наблюдательности младших школьников очень актуальна для современной школы, так как наблюдательность является одним из важнейших условий эффективного обучения.Организация и проведение внеклассных мероприятий способствует формированию у детей устойчивого интереса к обучению СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !