КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫБелавина Н.М. ДО ВО БПОУ «Череповецкий строительный колледж» «Когда я пытаюсь учить, я ужасаюсь, что достигнутые результаты настолько незначительны, хотя иногда кажется, что обучение проходит успешно»К. Роджерс ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТРmosmetod.ru Причины внедрения новых образовательных технологий модернизация образовательной системы - предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет;поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?»;возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании Структура педагогической технологии ЦельСредстваПравила и последовательность их использованияРезультатВыбор технологии преподавания конкретной дисциплины осуществляется учителем на основе его личных убеждений и составляет его индивидуальный стиль педагогической деятельности. Технология обучения должна быть направлена на эффективное достижение поставленной цели Использование кейс-метода в образовании Гарвардская школа (американская) обучение поиску единственно верного решениякейсы могут быть достаточно большие по объему (20-25 страниц, 8-10 иллюстраций)первый сборник кейсов в 1921 году Манчестерская школа (европейская) многовариативность решения искомой проблемыкейсы небольшие по объему Глоссарий Кейс (от англ. «сase» - случай, ситуация) – это описание конкретной реальной ситуации, предназначенной для обучения учащихся анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов её решения в соответствии с установленными критериями.Кейсовая технология – это обучение действием.Метод case-study, или метод конкретных ситуаций - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач - ситуаций (решение кейсов). Идеи метода case stady (метод ситуационного обучения) Предназначен для получения знаний по дисципли-нам, где нет однозначного ответа на поставленные вопросы; получения множественных вариантов решений; получения не единственной, а многих истин и ориентацию в их проблемном поле.Упор в обучении переносится с овладения готовым знанием на его выработку, на сотворчество обучающихся и обучающих; ученик становится равноправен с другими учащимися и учителем в процессе обсуждения проблемы.Результатом являются не только знания, но и компетенции, которые формируются в процессе решения кейса. Технология использования метода case stady разрабатывается модель конкретной ситуации;в описании должна присутствовать проблема или ряд прямых или косвенных затруднений, противоречий, скрытых задач для решения;в процессе работы требуется дополнительный информационный поиск;в итоге обучающиеся находят собственные решения предложенной проблемы(часто неоднозначные множественные решения) и приходят к собственным выводам. Кейс - технологии метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения); метод инцидента (учащийся должен сам отыскать недостающую информацию); метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции (получение кейса с подробным описанием ситуации: пакет документов, помогающих найти выход из сложного положения (в том числе документы, не относящиеся к данной проблеме, чтобы учащиеся могли выбирать нужную информацию), и вопросы, которые позволяют найти решение. игровое проектирование; метод дискуссии. Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал;действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия;достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения. Виды кейсов Печатный кейс – содержит графики, диаграммы, иллюстрации (делает кейс более наглядным).Мультимедиа кейс – зависит от технического оснащения школы.Видео – кейс Типы и функция кейсов тренировочный (тренировка навыкам деятельности в изменяющихся ситуациях – написание текстов различных жанров);обучающий (овладение знаниями относительно динамично развивающихся объектов – теория литературы);аналитический (выработка умений и навыков аналитической деятельности – анализ явлений и объектов);исследовательский – выступает моделью для получения нового знания, обучение навыкам научного исследования посредством применения метода моделирования, строится по принципам создания исследовательской модели;систематизирующий (систематизация ситуационного знания - употребление суффиксов имен существительных);прогностический (получение сведений о развитии данной системы – прогноз развития событий в литературном произведении) Схема создания кейса Определение раздела учебной программы.Формулирование образовательных целей и задач, решаемых в процессе работы над кейсом.Определение проблемы ситуации (учебная, научная, жизненная) и создание обобщенной модели.Поиск аналога обобщенной модели ситуации в реальной жизни, образовании или науке.Определение источников и методов сбора информации.Выбор техники работы с данным кейсом.Определение желаемого результата (лист оценки).Создание заданной модели.Апробация в процессе обучения Уровни сложности кейсов 1уровеньЕсть практическая ситуацияесть решение2 уровеньЕсть практическая ситуациянайди ее решение3 уровеньЕсть практическая ситуацияопредели проблему и найди пути решения Учащиеся определяют, подходит ли решение для данной ситуации, возможно ли иное решение, другой ответСравните, найдите точки соприкосновения и различияРешений может быть множество, и все варианты имеют право на существование, обсуждение Этапы урока Подготовительный – учитель конкретизирует дидактические цели, разрабатывает соответствующую «конкретную ситуацию» и сценарий занятия.Ознакомительный – вовлечение обучающихся в живое обсуждение реальной ситуации (важно продумать наиболее эффективную форму преподнесения материала для ознакомления).Аналитический – анализ ситуации в группе, процесс выработки решения (процесс ограничен во времени).Итоговый – презентация результатов аналитической работы группами, сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы. Действия учителя в кейс-технологии Создание кейса или использование уже имеющегося.Распределение учащихся по группам (4 – 6 человек).Ознакомление учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий.Организация работы обучающихся в группах.Организация презентации решений.Организация общей дискуссии.Обобщающее выступление, анализ ситуации.Оценивание обучающихся. Работа с кейсом учитель Организует предварительное обсуждениеДелит на группыРуководит обсуждение в группах, обеспечивает дополнительными сведениямиОценивает работу учащихсяОценивает принятые решения и поставленные вопросы ученик Задает вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемыРазрабатывает варианты решений, слушает, что говорят другиеПринимает решение или участвует в принятии решенияСоставляет письменный отчет о занятии по данной теме Каким должен быть кейс интересным, написанным простым и доходчивым языком ; отличаться проблемностью; выразительно определять «сердцевину» проблемы;показывать как положительные примеры, так и отрицательные; соответствовать потребностям выбранного контингента учащихся, содержать необходимое и достаточное количество информации. Примеры кейсов 1. На картине «Московский дворик», написанной в 1878 году, Василий Дмитриевич Поленов изобразил типичный уголок старой Москвы – церковь Спаса на Песках, находившейся в одном из переулков близ старинной улицы Арбат. Эта церковь стоит и поныне, окруженная теперь совсем иной городской средой. Найдите это место и сфотографируйте. Как сейчас могла бы выглядеть эта картина? Опишите ее. Примеры кейсов Представьте себе, что Вы проводите экскурсию в Третьяковской галерее, в зале, где представлены картины В.Д. Поленова. Что вы расскажите о картине «Московский дворик»? Напишите небольшой текст этого фрагмента экскурсии.Найдите тексты лирических стихотворений, в которых лес описан в разные сезоны. Выпишите фрагменты. Сделайте вывод, какие средства художественной выразительности авторы чаще всего используют для описания природы.Сфотографируйте экспонаты экспозиции каждого помещения музея, создайте красочный буклет-путеводитель по музею с комментариями для посетителей-экскурсантов.Если бы вам было необходимо написать продолжение пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор», то что бы там оказалось? Напишите финальное явление вашей пьесы. Примеры кейсов Кейс для студентов 1 курса по роману «Обломов». Проблема: Для чего приходит в этот мир человек, в чём смысл его жизни? Вопросы: Можно ли назвать проблему поиска смысла жизни актуальной? Какова жизненная концепция Обломова, судя по предложенному отрывку? Прав ли он? В чём, по-вашему, смысл жизни? Достоинством кейс технологий является их гибкость, вариативность, что способствует развитию креативности у педагога и студентов. Примеры кейсов Первая степень сложности наличие практической ситуации и её решения. студентам предлагается определить подходит ли решение для данной ситуации и возможно ли другое решение. Например: согласны ли вы с утверждением критика Н.Добролюбова назвавшего Катерину «лучом света в тёмном царстве»? или: согласны ли вы со словами А.С.Грибоедова о том что в его комедии «Горе от ума» - «25 глупцов на одного здравомыслящего человека»? Примеры кейсов Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация - необходимо найти её решение. Например, «чем обусловлена тема «лишнего человека» в русской литературе начала 19 века»? или «Чем обусловлено появление «маленького человека» в русской литературе 19 века»? и.т.д. Примеры кейсов Третья степень сложности: есть практическая ситуация - определить проблему и найти пути решения. Например, «чем вызван конфликт Базарова и П.П.Кирсанова и есть ли точки соприкосновения у двух этих героев»? Карта оценки учителем навыков работы с кейсом Ф.И. учащегосяВыделение и формулирование главной мысли (идеи)Составление планов различных видовОписание фактов, явлений, событий, деталейРабота с ключевыми понятиями, темами, проблемамиЛогика изложенияАнализ данныхНавык определения и разработки проблемыВыступление перед аудиториейСоставление конспекта темы, отчета, рецензии и т.д.Владение различными способами само и взаимоконтроляУмение вести полемику, участвовать в дискуссииУмение решать проблемные учебные задачи Работа учителя с картой оценки К (красный) – устойчивое владение навыком; Ж (желтый) – навык в значительной степени сформирован; З (зеленый) – навык сформирован частично; С (синий) – навык практически не сформирован. В течение полугодия (года) выявляются «западающие» навыки, и для их корректировки подбираются дополнительные индивидуальные задания для отдельных учащихся. Преимущества кейс - технологии обеспечивает активизацию познавательной деятельности школьников, учит критически мыслить, решать сложные проблемы, принимать продуманные решения, общаться с людьми, развивает самостоятельность и творческие способности учащихся;повышает интерес учащихся к предмету и формирует ключевые образовательные компетенции любой преподаватель, который пожелает внедрять кейс - технологии, имея на руках руководство и набор ситуаций, сможет это сделать вполне профессионально.