Презентация по изобразительному искусству на тему Татарские сапожки Региональный компонент ДПИ Республики Татарстан
татарские сапожкиПрезентацию подготовила: учитель Изобразительного искусства МБОУ «Лицей №2 г. Мамадыш» РТ Худжамкулова З амира Хабибрасулевна Кожаная мозаика
Цели и задачи:Познакомиться с декоративно прикладным творчеством татарского народа на примере кожаной мозаики , ичеги (Сапогов)Различать виды орнамента используемые в процессе создания сапога из кожаной мозаики (Инкрустация)Создать собственную декоративную композицию оформления эскиза сапога.Выполнить эскиз сапога .
Как гармошку я услышу,Так и рвутся ноги в пляс.От узорчатых сапожекНе отводит милый взгляд.
Кожаная мозаикаКожаная мозаика - принятое в современной искусствоведческой литературе название техники изготовления узорной обуви (или иных орнаментированных изделий из кожи) с применением «казанского» шва, а также изделий, выполненных в этой технике.
Кожа – один из древнейших и широко распространенных в быту казанских татар материалов. Она шла на изготовление ичегов ( мягких сапожек), сапог, туфель, галош, подушек.Булгарская юфть до сегодняшнего дня выпускается в Средней Азии под названием «булгары»
И́чиги — вид лёгкой обуви имеющей форму сапог, с мягким носком и внутренним жёстким задником .Ичиги были широко распространены у татар и стали неизменным элементом татарского народного костюмаИзготовление узорной и цветной обуви в технике инкрустации. Детали сшивались всегда наружным швом. Изготавливались ичиги, туфли, тапочки из сафьяновой кожи.
Изготовление кожаной обуви у казанских татар имеет древние традиции, идущие еще с булгарских времен.
Фрейвирт-Лютцов, Оскар – «Милый гость издалека»
Декоративность составляет стилизованный растительный орнамент характерную особенность булгаро – татарского искусства
В древние времена Узоры на вещах имело значение символа и «оберега»Смысловое значение орнамента был связан с различными образами и явлениями природы. Изображения солнца, луны, растительного и животного мира.Эстетика народа в декоративно-орнаментальных формах проявлялась разнообразно и красочно.Композиция орнамента, его расположение взаимосвязано с формой украшаемой поверхности
Орнаментальный стиль.Художественно образный выражение орнамента.Орнамент-узор, предназначенный для украшения различных предметов.Самыми распространенными типами орнамента являются геометрический и растительный.Растительный орнамент составлен из сильно переработанных или стилизованных растений.Стилизация – это художественный прием, переработка природной формы в декоративную.Одинаковые по форме или по цвету изображения в узоре и орнаменте образуют ритм.Ритм – повторение или чередование похожих элементов.Бордюр – орнамент в полосе.Розетка – самостоятельный узор композиционной постройкой.
Инкруста́ция (позднелатинс incrustatio — букв. покрытие корой) — украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочковПальметта (фр. palmette) — растительный орнамент в виде веерообразного листаБордюр – это вид орнамента, периодически повторяющийся рисунок на длинной ленте.
Розе́тка, розе́тта (от фр. rosette, буквально «розочка») в архитектуре — мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины
Представлены типы отворотов иДекоративного оформления отворотов.Голенище узорного сапожка завершается бордюром.
Оформление задника Розеткой оформляется задник, голенище, и носок сапога.
Мотивы орнамента
СОВРЕМЕННЫЕ ИЗДЕЛИЯ МАСТЕРОВ
Творческое задание Выполните эскиз сапога (Ичеги)Вначале продумайте форму.Когда форма будет найдена, продумайте композицию декоративного оформления мозаикой сапожкаСмело используйте в композиции геометрические и растительные элементы, выстраивая их в композициюМожно передать впечатления шва, если между элементами прорисовать фломастером
Давай-ка поиграем. Закрепление материала.Перейдите по ссылке кроссворд на тему «Кожаная мозаика Татарские сапожки. »http://LearningApps.org/459762
Литература Валеев Ф.Х. Народное декоративное искусство Татарстана. - Казань - 1984. Смирнов А.П. Волжские булгары. - М., 1951. - С.129, 184. Смирнов А.П., Мерперт Н.Я. Из далекого прошлого народов Среднего Поволжья //По следам древних культур. От волги до Тихого океана. - М., 1954. – Аммиан Марцеллини. История. - Вып.I-III. - Киев, 1906-1908.- С 236-243.2. Евтюхова Л.А. Южная Сибирь в древности //По следам древних культур. От Волги до -Тихого океана. - М., 1954.
Интернет источникиhttp://www.tatarmaster.ru/catalog/ichigi/5212/http://tashlar.narod.ru/text/valeev-ornament2.htmhttp://irekle-syuz.blogspot.ru/2013_05_29_archive.htmlhttp://chitek.livejournal.com/7160.htmlhttp://www.tatarmaster.ru/catalog/ichigi/5204/http://yakazan.ru/prikladnoeiskystvo.aspxhttp://www.tataram.ru/article/4167/5/http://luiza-m.narod.ru/smi/tarih/27-tat-obuv.htmhttp://architectoram.com/photo-id-13249.htmlhttp://www.yoga-universal.ru/?pt=theory&art=theory168http://tat-business.ru/bizness-yarmarka1/bizness-yarmarka17/tatar_milli_ayak_kiemnre_tatarskaya_nacionalnaya_obuv/