Презентация по всемирной истории на тему Культура Древнего Китая (6 класс)
Культура Древнего Китая
Цель урока:Познакомить учащихся с особенностями иероглифического письма китайцев, с открытиями и изобретениями этой древней цивилизации, отметив. Что многие из них до сих пор используются китайцами и всем человечеством;Углубить знания и представления учеников и китайском мудреце Конфуции, его учении о правилах поведения людей;Воспитывать интерес учащихся к культуре стран Древнего Китая.
План:1. Письменность Древнего Китая.2. Открытие ученых.3. Религиозные представления.4. Афоризмы Конфуция.5. Архитектура
1. Письменность Древнего Китая.
Писать на деревянных пластинах было нелегко, но еще труднее было их изготовить. Для того, чтобы создать будущую книгу, необходимо было бамбуковые заготовки разрезать на коленца, а потом расщепить на тонкие полосы. Чтобы защитить древесину от загнивания и от всевозможных насекомых, её прогревали на костре.На дощечках из дерева описана китайская хроника «Исторические записки» знаменитого историка древности Сыма Цяня, родившегося в 145 г. до н.э.. Начертано около 520 000 иероглифов, описывающих период более 3 000 лет, включая правление легендарного императора Хуанди и хана Уди. Сохранились дощечки из бамбука, содержащие самый давний сборник стихов «Книгу песен», а также древнейшую математику «Цзючжансуаньшу».
Бумага создана Цай Лунем в 105 году н. э. До Цай Луня бумагу в Китае делали из пеньки, а ещё раньше — из шёлка, который изготавливали из бракованных коконовшелкопряда. Цай Лунь растолок волокна шелковицы, древесную золу, тряпки и пеньку. Всё это он смешал с водой и получившуюся массу выложил на форму (деревянная рама и сито из бамбука). После сушки на солнце он эту массу разгладил с помощью камней. В результате получились прочные листы бумаги
Вычищенные и высушенные тонкие пластинки бамбука соединяли по несколько штук с помощью металлических скоб. Китайская книга была похожа на современные раздвижные шторы. Позже стали использовать выструганные пластинки. Готовые к написанию полотна имели длину от 20 до 70 см и ширину 10-15 см. После ряда исследований, было выявлено, что для частной переписки использовался бамбук длиной около 23 см, а для правительственных законов – 68 см.
2. Открытие ученых.
Календарь.Зачатки календаря были в Китае уже в третьем тысячелетии до н. э. Китайский календарь сформировался около 14 века до н. э., в эпоху Шан-Инь (которая приходится на XVIII-XII вв. до н. э.). Этот календарь указывал продолжительность года в 356 дней или 12 месяцев по 29 и 30 дней плюс добавочные месяцы.
В I в. н. э. в Китае жил крупнейший астроном древности, талантливый мыслитель Чжан Хэн (78 — 139), сделавший множество открытий и изобретений. Чжан Хэном был создан первый в мире небесный глобус, воспроизводивший движение небесных тел. Систематически занимаясь астрономическими наблюдениями, он произвел подсчет неподвижных звезд, определив их количество в 2500 светил.Карта звездного неба
Десятичные дробиВ Древнем Китае уже пользовались десятичной системой мер, обозначали дробь словами, используя меры длины чи: цуни, доли, порядковые, шерстинки, тончайшие, паутинки. Десятичную дробь с помощью цифр и определенных знаков попытался записать арабский математик ал-Уклисиди в X веке. Свои мысли по этому поводу он выразил в "Книге разделов об индийской арифметике".
Компас Первый прототип компаса, как считается, появился во времена династии Хань (202 до н.э. — 220 н.э.), когда китайцы стали использовать магнитный железняк, ориентированный на север-юг. Правда, использовался он не для навигации, а для гадания. В древнем тексте «Луньхэн», написанном в 1 веке н.э., в главе 52 древний компас описывается так: «Этот инструмент напоминает ложку, и если его положить на тарелку, то его ручка укажет на юг».
Изобретение сейсмографаПрибор Чжан Хэна состоял из полого шарообразного медного сосуда, внутри которого был вертикально помещен маятник. К маятнику примыкали 8 пружин–рычагов, выведенных наружу. К наружному концу каждого рычага была прикреплена металлическая голова дракона, в пасти которого находился медный шарик. Отклонение маятника в сторону под воздействием силы землетрясения приводило к нажиму одного из рычагов, который вследствие этого изменял свое положение. Рукоятка рычага в виде головы дракона механически открывала пасть, и из нее выпадал шарик, попадавший в рот одной из 8 жаб, размещенных у основания сосуда. По тому, какой из драконов выбрасывал шарик, узнавали, в каком из восьми направлений произойдет землетрясение.
Происхождение «Чая»Родина чая – Юго-Западный Китай и примыкающие к нему районы Верхней Бирмы и Северного Вьетнама.Интересно, что само слово "чай" пришло к нам через тюркские языки из северокитайского cha, в то время как источником названия в Западной Европе послужило южнокитайское te. Первое упоминание о чае восходит к глубокой древности. О том, как был обнаружен дикорастущий чай, рассказывают легенды Китая, Индии, Японии. По одной из них, чай возник во времена творения Земли и Неба, его связывают с именем Государя Солнца Янь-ди. По другой, император Южного Китая Чен Нунг (III тысячелетие до н.э.) однажды попробовал напиток, который случайно получился из листьев, нечаянно попавших в кипяток. Напиток оказался настолько ароматным и вкусным, что император приказал собрать и сохранить эти листья и издал указ о применении его по всей стране.
3. Религиозные представления.
“Сын Неба”Появление титула «Сын Неба» в китайском мировоззрении тесно связано с почитанием Вечного Синего Неба как Верховного Божества и понятием о Небесном мандате, предоставляемом Вечным Синим Небом своему «сыну» (Сыну Неба), т.е. правителю, который по воле и от имени Вечного Синего Неба руководит Поднебесной.Понятие Сын Неба известно в разных культурах народов Земли, в т.ч. встречается в Библии во множественном числе - сыны Неба со смыслом дети Божьи.
Легенда Первое время, после своего создания люди жили собирательством и охотой (это было время до того, как второй мудрец Поднебесной придумал земледелие). Т.е. у них не было стабильного источника пропитания. Вот этот недостаток и решил исправить Фуси. А надо сказать, что задумался он об этой продовольственной проблеме, гуляя по берегу реки.И вот увидел Фуси в реке большого карпа, и недолго думая, решил его поймать. Никто ещё не рассматривал рыбу в качестве пищи и, соответственно никто не пытался её ловить. Рыбы тоже не знали, что их могут поймать, а потому Фуси легко удалось поймать карпа голыми руками. И когда люди увидели, как просто можно найти себе пропитание, все стали ловить рыбу.На третий день царь драконов Лун-ван заметил резкое сокращение своих подводных подданных и в гневе явился к Фуси. Сначала он попытался запретить людям рыбную ловлю, но Фуси не согласился, и заявил, что с людьми лучше не сориться, а то мало ли что… Тогда Лун-ван по совету своего первого министра (им была черепаха) заявил, что позволит людям ловить рыбу, но только без помощи рук.Фуси согласился. И следующие три дня думал, как обойти запрет дракона. Но так ничего не придумал и решил отдохнуть – пошёл гулять. И во время прогулки встретил паучка. Тот сплёл паутину меж двух веточек куста и поймал в неё муху. Вот тут-то Фуси и осенило. Сплёл он из верёвок сеть, потом срубил три палки – две связал крестом и по краям закрепил к ним сеть. Третью, более длинную палку, он привязал прямо к крестовине, и получившуюся конструкцию погрузил в воду. А когда достал – сеть была полна рыбы.Все люди стали плести сети и ловить рыбу. С тех пор Фуси стали считать мудрецом, а у Лун-вана от злости глаза вылезли из орбит, да так и остались. С тех пор такие глаза у всех драконов.
Конфу́цийКонфу́ций — древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство.
Афоризмы Конфуция.НАПРАСНО ОБУЧЕНИЕ БЕЗ МЫСЛИ, ОПАСНА МЫСЛЬ БЕЗ ОБУЧЕНИЯ.НАРОД МОЖНО ПРИНУДИТЬ К ПОСЛУШАНИЮ, НО ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРИНУДИТЬ К ЗНАНИЮ.ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ СДЕЛАТЬ ПУТЬ ВЕЛИКИМ. НЕ ПУТЬ ДЕЛАЕТ ВЕЛИКИМ ЧЕЛОВЕКА.В КРУГУ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ РОДИТЕЛЕЙ. ВНЕ СЕМЬИ ПОЧИТАЙ СТАРШИХ. БУДЬ ЧЕСТЕН И МИЛОСТИВ С ЛЮДЬМИ, ВОЗЛЮБИ ДОБРО. ЕСЛИ, СОБЛЮДАЯ ЭТИ ПРАВИЛА, ТЫ ЕЩЕ БУДЕШЬ ИМЕТЬ ДОСУГ, ИСПОЛЬЗЙ ЕГО ДЛЯ УЧЕНИЯ.ЧЕГО СЕБЕ НЕ ПОЖЕЛАЕШЬ, ТОГО НЕ ДЕЛАЙ И ДРУГИМ.
ФизкультминуткаПравила поведения в китайской школеЛи жу сун: стоим смирно, как сосна, ровно, высоко подняв голову, так стоит честный человек.Цзо жу чхун: сидим как колокол, не облокачиваясь, не откинувшись лениво, как бездельник, а расправив плечи, выпятив грудь, вытянув шею.Во жу гун: сидеть как лук, изогнувшись дугой. Сохраняйте подвижность, чтобы в случае необходимости можно было мгновенно вскочить как стрела.Цзоу жу фин: идти как ветер, стремительно и грациозно.
Архитектура Архитектура - строительство храмов, многоэтажных дворцов с многоярусными крышами
Фарфо́р — вид керамики, непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивается. При лёгком ударе деревянной палочкой издаёт характерный высокий чистый звук. В зависимости от формы и толщины изделия, тон может быть разным.Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом крупнодисперсной смеси каолина, кварца, полевого шпата и пластичной глины. Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твёрдого не твёрдостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твёрдого, и поэтому выше опасность деформации заготовки при обжиге.Термин «фарфор» в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный,литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала.
Подведение итога урока.
1.Тонкая и воздушная ткань, секрет производства которой в древности был известен только китайцам. 2.Изобретенный в Китае прибор, помогающий не заблудиться в далеких путешествиях. 3.Река, по берегам которой возникло древнейшее в Китае государство 4.То, что учтивый китаец снимал с ног при входе в дом. 5.Материал для письма, изобретенный в Китае. 6.Одна из двух главных рек Китая. 7.Одно из китайских государств, правитель которого объединил весь Китай под своей властью (221 г до н.э.). 8.Изобретенный в Китае напиток, прогоняющий усталость
«Синквейн» Китай 1.1 существительное,2.2 прилагательных,3.3 глагола,4.предложение с этим словом.
Объяснение домашнего задания1. Отработать соответствующий параграф учебника и ответить устно на поставленные к нему вопросы.2. Подготовить сообщения о культуре Китая : «Китайские церемонии»
Спасибо за внимание!