Презентация Образы детей в рассказе Ф.Искандера Тринадцатый подвиг Геракла. 6 класс
Фазиль Абдулович ИскандерРассказ «Тринадцатый подвиг Геракла»
РАССКАЗЧИК Шурик Авдеенко Сахаров Адольф Комаров Что вы можете сказать о героях произведения? Работа в группахТема урока«Образы детей в рассказе»
Иной ученик припоздает на урок. Лицо Харлампия Диогеновича выражает радостное гостеприимство. Он даёт знать, что само появление такого ученика – редчайший праздник для нашего класса и лично для него. Харлампий Диогенович смотрит ему вслед и говорит что-нибудь великолепное, например: - Принц Уэльский.
Комический (смешной) эпизодКомическое – явление действительности, возбуждающее смех присущими ему нелепостями, несообразностями, несоответствием между сущностью и формой её обнаружения.
Разновидности комическогоЮмор – изображение чего-то в смешном, комическом виде.Сатира– высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни путём изображения их в нелепом, преувеличенном, карикатурном виде. Высмеивая зло, писатель-сатирик утверждает добро.Ирония– выражение насмешки. Употребление слова, под которым подразумевается противоположное значение:
Как ты решил? Ведь ответ неправильный?- Правильный, - кивает мне головой с такой противной уверенностью на умном, добросовестном лице, что я его в ту минуту возненавидел за благополучие.Как зовут этого героя?
Кто это?Он сидел над своей раскрытой тетрадью, опрятный, худой и тихий, и оттого, что руки его лежали на промокашке, он казался ещё тише.Когда ему сделали укол, он внезапно побледнел как смерть… Он так побледнел, что на лице его выступили веснушки, как будто откуда-то выпрыгнули.
Гипербола – литературный приём, основанный на художественном преувеличении тех или иных свойств изображаемого
- Он может сломать себе шею. Он думает, что лебедь. Чёрный лебедь.Он и стоял у доски с яростным и угрюмым лицом. Кто это?
Сравнение – сопоставление предметов и явлений по их сходству
В тот день я не решил задачу.Пришёл в школу за час до занятий ( Зачем?)Пошёл на стадион, мы разделились на две команды и играли до самого звонка
Неожиданность – то, что не ожидали, не предвидели
На всякий случай спрашиваю у отличника Сахарова:Ну, как задача?-Ничего,- говорит он, -решил.
- Я испугался и ругал себя за то, что сначала согласился с футболистом, что задача неправильная, а потом не согласился с отличником, что она правильная. А теперь Харлампий Диогенович, наверное, заметил моё волнение и первым меня вызовет.
-Как известно из греческой мифологии, Геракл совершил двенадцать подвигов.
- Один молодой человек хотел исправить греческую мифологию. Он хотел совершить тринадцатый подвиг Геракла. Геракл совершил свои подвиги, как храбрец. А этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости…
Мы сейчас узнаем, во имя чего он совершил свой подвиг… Расскажите, как вы решили задачу? Я сосредоточился изо всех сил, пытаясь представить ход задачи… В классе раздались сдержанные хихиканья. Я почувствовал, что наступил критический момент.
Состояние главного герояВ воздухе запахло какой-то опасностью.Захлопнулся маленький капканчик.Сердце моё с размаху влепилось в спину.Голос мой подымается прямо из живота.КазньОт ужаса и отвращения.Звонок – погребальный колокол.Какое средство выразительности помогает ярче описать состояние героя?
Метафора – слово или выражение, употреблённое в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между предметами есть сходство.
Реакция классаСмотрел на меня и ждалЖдал, что я буду проваливатьсяХотел, чтобы я проваливался, как можно медленнее и интереснее Сдерживал хихиканьяСмеялсяХохоталОбратите внимание на подчёркнутые слова.Что вы заметили?
Градация – художественный приём, заключающийся постепенном, последовательном усилении образов, сравнений, эпитетов, действий.
Средства создания смешного1.Комичность эпизода2. Неожиданность как прием создания юмористической ситуации3. Гипербола4.Градация5. Метафора. 6.Много смешных выражений ( приведите примеры выражений, которые вам показались смешными)! Посмотрите, все ли средства указаны? Сверьте запись в тетради и на слайде.
Смех нарастает, а состояние главного героя ухудшается. Его мучает совесть. – Какой урок извлёк герой? -Какие нравственные уроки вы вынесли для себя в процессе нашей работы над текстом?
С тех пор я стал серьёзней относиться к домашним заданиям и с нерешёнными задачами никогда не совался к футболистам.