Пословицы и поговорки в речи современных школьников


Научно-практическая конференция«Нет границ в познании мира» Исследовательская работа «Пословицы и поговорки в речи современных школьников» Работу выполнила:Чередник Анастасия, ученица 8 класса МАОУ СОШ с.Среднебелое. Руководитель: Снежко Алёна Александровна, учитель русского языка и литературы. Объект исследования: речь учащихся 5-11 классов МАОУ СОШ с.Среднебелое. Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.Цель исследования: изучение особенностей употребления пословиц и поговорок в речи современных школьников. Задачи исследования:1. Познакомиться с лингвистической литературой, посвященной данной теме.2.Проанализировать, употребляют ли современные школьники в своей речи пословицы и поговорки.3.Попытаться выявить наиболее распространенные причины употребления или отсутствия в речи современной молодежи пословиц и поговорок.4. Провести диагностику учащихся 5-11 классов МАОУ СОШ с.Среднебелое.5. Обработать полученные данные, описать их, сделать выводы. Основные методы: 1. Исследования. 2. Анализ. 3. Анкетирование. Пословицы и поговорки относятся к фольклорному жанру. Пословица – народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни.Поговорка - это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление. Анкета.1. Знаете ли вы, что такое пословица?2. Знаете ли вы, что такое поговорка?3. Сколько вы знаете пословиц?4. Сколько вы знаете поговорок?5. От кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки?А) От родителей Б) От бабушек и дедушек В) От учителей6. Употребляете ли вы в своей речи пословицы?7. Употребляете ли вы в своей речи поговорки? 8. Назовите пословицы и поговорки, которые употребляете в своей речи.9.Употребляют ли ваши родители пословицы и поговорки?10. Считаете ли вы необходимым употребление в речи современной молодежи пословиц и поговорок? Опытно-экспериментальная работа.. В анкетировании принимали участие учащиеся 5-11 классов – 75 учащихся. Результаты анкетирования вопрос №1 «Знаете ли вы, что такое пословица?»Результаты анкетирования вопрос №2 «Знаете ли вы, что такое поговорка?» Результаты анкетирования вопрос №3 «Сколько вы знаете пословиц?» Результаты анкетирования вопрос №4 «Сколько вы знаете поговорок?» Результаты анкетирования вопрос №5 «Употребляете ли вы в своей речи пословицы? Результаты анкетирования вопрос №6 «Употребляете ли вы в своей речи поговорки?» {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Пословица.5-7 классы.8-11 классы.Место.1. Когда я ем – я глух и нем.251012. Семеро одного не ждут.251013. Кто не работает – тот не ест.231024. Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.231025. Работа не волк – в лес не убежит.20936. Поспешишь – людей насмешишь. 15747. Один в поле не воин.10558. Семь раз отмерь, один раз отрежь.7569. Не всё золото, что блестит.65710. Что посеешь, то пожнёшь.538
{5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Пословица.5-7 классы.8-11 классы.Место.12. Не рой яму другому- сам попадёшь.51913. Делу время - потехе час.52 914. Любишь кататься- люби и саночки возить.421015. Тише едешь- дальше будешь.411116. Нет худа без добра.3-1217. Слово не воробей вылетит – не поймаешь.2-13
ppt_xppt_y {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}Поговорки.5-7 классы.8-11 классы.Место.1. Красна, как маков цвет.1-42. Сидит, словно павушка плывет.1-43. Ходит именником.2124. Дошел до белого коления.2125. Волосы на себе рвет.2-36. Душа нараспашку. 3217. В голове ума палата.2128. Не в бровь, а прямо в глаз.1-49. Переливать из пустого в порожнее.2-310. Едет, что горшки везет.1-411. На лице медок, а на сердце ледок.1-4
Результаты анкетирования вопрос№7 «Употребляют ли ваши родители в своей речи пословицы и поговорки?» Результаты анкетирования вопрос №8 «Считаете ли вы необходимым употребление в речи современной молодежи пословиц и поговорок? Таким образом, изучив данную тему и проводя опытно-экспериментальную работу, мы пришли к таким выводам:1. Пословица — это законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом. Например:Без труда не выловишь и рыбку из пруда.За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание, образное выражение, метафора. Например:«свинью подложить» (напакостить).«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред). 3. Я считаю, что пословицы и поговорки нужны нам и сегодня, они, прежде всего, украшают нашу речь, являются живостью нашего языка, умом и начитанностью говорящего. Они необходимы в нашем общении. И правильное их использование в речи отражает уровень воспитанности, образованности и культуры, придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность. 4. Но, к сожалению, проведенная работа показала, что эта составляющая часть нашего языка в настоящее время утрачивается и исчезает из нашего общения, причем утрачивается в связи с процессом взросления. И пусть они утратили свой первоначальный смысл, и пусть слова приобрели новые значения, но именно пословицам и поговоркам всегда найдется место в жизни людей. Спасибо за внимание!