Презентация Пословицы и поговорки в речи современных школьников


Исследовательская работапо теме: «Пословицы и поговоркив речи современных школьников» Автор работы: Галкина Н.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «Октябрьская средняя общеобразовательная школа»с. Октябрьское2016 г. Цель – Изучение пословиц и поговорок,отслеживание отражения менталитета русского человека в пословицах и поговорках и выявление степени их функционирования в речи современных школьников. Задачи: Составить портрет пословицы, сопоставить ее с поговоркой, представить источники и пути появления пословиц и поговорок в языке, их тематику и особенностиПровести социологический опрос среди обучающихся школы на предмет знания и частоты использования пословиц и поговорок в речи Обработать данные, полученные в результате социологического опроса, дать оценку полученных результатов.Сделать выводы по теме исследования. Гипотеза - Школьники знают мало пословиц и поговорок и не умеют употреблять их в речи. Так что же такое пословица? Жанр устного народного творчества; вошедшее в обиход законченное меткое образное выражение, применяемое к самым разным жизненным ситуациям и имеющее поучительный смысл. Обычно ритмически организована Ешь просто – доживешь до ста. Век живи – век учись. Поговорка - жанр устного народного творчества; вошедшее в речевой обиход образное выражение, заключающее в себе эмоциональную оценку того или иного явления.В отличие от пословицы не является законченным выражением и не имеет поучительного смысла. Может быть частью пословицы, самостоятельным словосочетанием Не робкого десятка. Глянет - рублём одарит. Источники пословиц У пословиц и поговорок нет автора. За пословицами и поговорками нужно идти в народ. Основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа С кем хлеб – соль водишь, на того и походишь Пословицы из устного народного творчества (сказок, преданий, анекдотов): «Так часто бывает: от хвоста и голова пропадает», «По усам текло, да в рот не попало» Из церковных книг: « Бог дал, Бог и взял»Пословицы литературного происхождения: «Сильнее кошки зверя нет», «А  (да только) воз и ныне там»(И. А. Крылов) «А король – то голый!» (Х. К. Андерсен)«У разбитого корыта», «А счастье было так возможно»(А. С. Пушкин) «Счастливые часов не наблюдают», «Свежо предание, а верится с трудом»(А. С. Грибоедов) Известные составители сборников пословиц и поговорокИ.М. Снегирёв, Ф.И. Буслаев, А.Н. Афанасьев,М.В. Ломоносов,В.И. Даль, Л.Н. Толстой Владимир Иванович Даль (1801 – 1872) В. И. Даль - верный исследователь устного народного творчестваВ 1862 году вышел сборник В.И. Даля «Пословицы русского народа», включавший 30 000 пословиц и поговорок, которые были сгруппированы по тематике.4-томный «Толковый словарь живого великорусского языка» (1864), в котором есть множество пословиц и поговорок. Тематика пословиц О трудеЖизнь измеряется не годами, а трудами.Труд человека кормит, а лень портит.Хочешь есть калачи – не лежи на печи.О РодинеСвоя земля и в горсти мила.Всякому мила своя сторона.Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.О семьеВся семья вместе, так и душа на местеПри солнышке тепло, при матушке добро.О дружбеКрепкую дружбу топором не разрубишь.Нет друга – ищи, а нашел – береги.Старый друг лучше новых двух.О природе и человекеЛето собирает, а зима поедает.Снег на полях – хлеб в закромах.Солнце пригреет, и все поспеет.Мороз не велик, стоять не велит. Пословицы и поговорки в речи современных школьниковАнкета1 Какие пословицы известны Вам? Перечислите, пожалуйста.2 Продолжи пословицу:а)Не имей сто рублей…б)Копейка рубль бережет3 Какие поговорки знаете Вы? Перечислите, пожалуйста.4 Объясните лексическое значение поговорок:а)Баклуши бить – …б)Белены объесться – … и др.5. Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц в современной речи? Почему?6. Хотите ли Вы знать больше русских пословиц?7. Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами? Какими? (Нр, Дома хорошо, а в думе лучше) Количество участников анкетированияКлассКоличество опрашиваемых6 «А»268 «Б»2210 «Б»17Итого65 Результаты опроса № 1 «Знаем ли мы пословицы?»КлассКоличество опрашиваемыхКоличество названных пословиц6 «А»26968 «Б»223910 «Б»1735 Наиболее употребляемые пословицыБез труда не вытащишь и рыбку из пруда Ученье - свет, а неученье – тьма Век живи, век учись.Семь раз отмерь, один раз отрежьНе имей сто рублей, а имей сто друзей. Слово не воробей, вылетит - не поймаешь.Тише едешь, дальше будешь. В гостях хорошо, а дома лучше. Опрос №2 «Продолжите пословицы»Не имей сто рублей, а имей сто друзей.Копейка рубль бережет, а рубль голову стережет.Хорошо тому жить, кому не о чем тужить.Дурак дурака учит, а оба ничего не смыслят. Из крошек - куча, из капель - море.Кто не собирает колосьев, у того не будет и воза. Коза с волком тягались, рога да копыта остались. Богатому как хочется, бедному как можется.В бане мыться, заново родится. Грязь не сало, потёр и отстала. 17 Результаты опроса № 2 «Продолжите пословицу» (количество правильных ответов и % справившихся в классе) «Продолжите пословицу» (количество правильных ответов и % справившихся в классе) ссе) ьных ответов и % справившихся в классе)18 В бане мыться, заново родится. Варианты:Не в луже возиться(6 «А»)Чистым быть (8 «Б»)Не вонять (10 «Б»)19 Результаты опроса № 3 «Знаем ли мы поговорки?»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КлассКоличество опрашиваемыхКоличествопоговорок6 «А» класс26 человек90 поговорок8 «Б» класс22 человек40 поговорок10 «Б» класс17 человек7 поговорок20 Результаты опроса «Знаем ли мы поговорки?» Наиболее употребляемые поговоркиБить баклушиКак снег на головуСесть в калошуСидеть на шееУтереть нос Опрос № 4 «Определить лексическое значение поговорок»Баклуши бить – бездельничать.Белены объесться – взбеситься.Воды в рот набрал – молчит и не желает отвечать.Деньги как вода – имеется в виду та легкость, с которой они тратятся.Как рыба в воде – чувствовать себя уверенно.Задирать нос – неоправданно чем-нибудь гордиться, похваляться.Клевать носом – засыпать.Бурчать под нос - ворчать, ворчливо, невнятно бормотать.С гулькин нос – очень мало.Утереть нос – если удалось кого-то превзойти. Результаты опроса № 4 «Лексическое значение поговорок»(количество правильных ответов и % справившихся в классе)24 Белены объесться – взбеситься.Варианты:Плохо будет (6 «А»)Отравиться (8 «Б»)Потолстеть (10 «Б»)25 Результаты опроса № 5«Считаете ли Вы необходимым употребление пословиц и поговорок в современной речи?» Причины необходимости употребления пословиц и поговорок в современной речиПословицы делают речь ярче, выразительнее, точнее, разнообразнееЭто народная мудрость, опыт Пословицы и поговорки показывают культурный уровень человекаРазвивают память, обогащают знанияВоспитывают, помогают в различных ситуациях Результаты опроса № 6«Хотите ли Вы знать больше русских пословиц и поговорок» Результаты опроса № 7«Знакомы ли Вы с современными русскими пословицами?» - Пословицы и поговорки многозначны и ярки. Они находятся вне времени и вне классового деления;- В речи они выполняют различные функции (дают характеристику людям, явлениям, раскрывают отношения, помогают советом, учат добру, любви к самым близким людям, к Родине, учат дружить…)- Служат выразительным средством в литературе, обогащают наш язык. Выводы: Современные школьники используют в речи пословицы и поговорки. Активнее пользуются пословицами и знают значительное их количество люди младшей возрастной категории (6 класс). Подростки и молодёжь в этом плане уступают им, что, возможно, объясняется как меньшим изучением пословиц и поговорок на уроках литературы, так и бедностью их словаря Однако лексическое значение поговорок правильно определяют учащиеся более старшего возраста. Мало кто из опрошенных использует в своей речи современные пословицы, это связано с тем, что их практически не знают, либо слышали их в речи других людей, но не запомнили. Но важно то, что молодое поколение не только не отрицает огромной роли пословиц и поговорок, но и приветствует их активное функционирование в современной речи. Проведенный опрос выявил и ряд проблем. Тематика пословиц, которые используют ребята в своей речи, бедна. Старшеклассниками неактивно используются поговорки. В целом, мы увидели, что большая половина современных учеников знают пословицы и поговорки наизусть, понимают их смысл и правильно используют в речи Наша гипотеза не подтвердилась.Пословицы и поговорки, являясь частью культуры народа, для большинства современных школьников остаются актуальными ЛЮБИТЕ И ИЗУЧАЙТЕ РОДНОЙ ЯЗЫК !