РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в условиях введения ФГОС


РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ в условиях введения ФГОСИнформационно-методический семинар, 15 марта 2016ГБОУ «СОШ № 61 им. Героя Советского СоюзА.И. Маринеско ЦЕЛЬ информационно-методического семинара Создание необходимого потенциала организационных, информационных, методических условий для комплексного решения проблемы развития личности ребёнка, его интеллектуальных возможностей и творческих способностей. Одаренность- это общая способность, раскрывающаяся в более высоких результатах при выполнении заданий, а также способность в различных областях. Талант- это необычная способность в какой-либо узкой специфической области. Проблемы в организации работы с одарёнными детьми - функционально - целевая направленность школы в плане развития интеллекта учащихся;- ориентация школы на "уравнивание" под "среднего" без прогноза на индивидуальное развитие;- отсутствие у педагогов и родителей знаний об особенностях проявления детской одарённости, видовом её разнообразии. Проблемы в организации работы с одарёнными детьми при введении ФГОС выражаются в следующих противоречиях:1. Между необходимостью создания нормативной и учебно-материальной базы для организации работы с одарёнными детьми и отсутствием новой и конкретной управленческой программы для её осуществления в школе.2. Между высокими требованиями, предъявляемыми сегодня к обучению и развитию одарённых детей, и теми социальными гарантиями в области образования, которые им предоставляются.3. Между огромными потенциальными возможностями развития одарённого ребёнка и низким уровнем культуры социума.4. Между специфичностью и проблемностью развития одарённых детей и недостатком психолого-педагогических знаний учителей и родителей. Одарённость и компьютер ? «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» Крейг Барретт Федеральный закон № 273-ФЗ«Об образовании в Российской Федерации» Сохранение и развитие одарённости детей — важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребенка. «Обучение одарённых детей - задача, требующая совместных действий многих специалистов. Чаще всего одаренные дети лишены необходимой для развития их талантов поддержки. Будущее одаренного ребенка, в отличие от одаренного взрослого, ещё не определено, поэтому важно создавать среду для его полноценного развития».«В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат». В.А. Сухомлинский Особенности работы с одаренными детьми в школе ФГОС делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе: способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни; уметь ставить цель, искать способы её достижения;быть способным к свободному выбору и ответственности за него;максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. Принципы педагогической деятельности в работе с одарёнными детьми - принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;- принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. Основополагающие идеи новых федеральных стандартов - технологии продуктивного обучения и компетентностного подхода;- исследовательские, частично-поисковые, проблемные;- проектные виды деятельностные. Профессиональные умения учителя - умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;- умение модифицировать учебные программы;- умение стимулировать когнитивные способности учащихся;- умение работать по специальному учебному плану;- умение консультировать учащихся и родителей. Личностные качества учителя - умение создать благоприятную атмосферу работы с детьми; - доброжелательность: одаренные дети наиболее восприимчивы;- способность формировать учебную мотивацию различными способами: создавать ситуацию успеха, учитывать интересы и способности ребёнка;- умение экспериментировать на уроке; - стремление к учебному сотрудничеству: ребенок становится партнёром учителя, субъектом учебной деятельности, активно проявляет инициативу и самостоятельность. ФОРМЫ РАБОТЫ - олимпиады по предметам;- научно-практические конференции;- выступления и доклады;- активная внеклассная работа;- предметные недели;- вечера, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, аукционы;- ролевые игры; ФОРМЫ РАБОТЫ - классно-урочная (работа в парах, в малых группах), разноуровневые задания, творческие задания;- консультирование по возникшей проблеме;- научные кружки, общества;- дискуссии; - интеллектуальные марафоны;- различные конкурсы и викторины;- словесные игры и забавы;- проекты по различной тематике. Перспективы развития:портрет одарённого ребёнка. Одарённые дети- чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Они способны следить за несколькими процессами одновременно и склонны активно исследовать всё окружающее;- обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать соответствующие выводы; им нравится в своём воображении создавать альтернативные системы;- отличаются прекрасной памятью в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации; - обладают большим словарным запасом;- не терпят, когда им навязывают готовый ответ;- имеют обострённое чувство справедливости;- предъявляют высокие требования к себе и окружающим;- обладают отличным чувством юмора;- нередко у них развивается негативное самовосприятие, возникают трудности в общении со сверстниками.