Презентация по ОПК Православная церковь в годы ВОВ
Православная церковь в годы Великой Отечественной Войны ОПКПодготовил:педагог внеурочной деятельности Станкевич Е.В. Положение церкви до войны: Одна верующая ленинградка вспоминала: "В Пасхальную ночь 1941 года тысячные толпы народа стояли плечо к плечу вокруг храмов, с горящими свечами в руках, и единодушно пели пасхальные песнопения, не обращая внимания на беснование конной милиции, тщетно пытающейся их разогнать, так как все уличное движение вокруг храмов было нарушено...". Никому из участников того крестного хода и в голову бы не пришло, что на Пасху 1942 года крестные ходы вокруг церквей с зажженными свечами, несмотря на угрозу немецких самолетов, будут официально разрешены, что в ту Пасхальную ночь отменят даже комендантский час. Слева: церковь, разрушенная большевиками.Сверху: “враги народа” 22 июня 1941 года Воскресение – Малая пасха.Также это день, когда Русская Православная церковь совершала память Всех Святых, в земле Российской просиявших, включая новомучеников. Для всех верующих людей это было совершенно определенным знаком великой надежды, что начатая борьба непременно закончится победой нашего оружия. ПЕРВАЯ ПАСХА ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ Первая военная Пасха 18 апреля 1942 года совпала с 700-летием со дня разгрома немецких рыцарей в Ледовом побоище святым князем Александром Невским – небесным покровителем города на Неве. С началом Великой Отечественной войны старец Серафим Вырицкий нес подвиг моления на камне - совершал его ежедневно. К тому времени болезнь очень сильно его ослабила и он практически не мог передвигаться без посторонней помощи. К месту моления его вели под руки, а иногда просто несли, вспоминают близкие. Молился о. Серафим столько, насколько хватало сил - иногда час, иногда два, а порою и несколько часов кряду. Отдавал себя всецело, без остатка - это был воистину вопль к Богу Молитвами таких подвижников выстояла Россия и был спасен Петербург. Невзирая на холод и зной, ветер и дождь, настойчиво требовал старец помочь добраться ему до камня; невзирая на многие тяжкие болезни, продолжал он свой непостижимый 1000-дневный подвиг. Так, изо дня в день, в течение всех долгих изнурительных военных лет, возносил свои молитвы о спасении Отечества старец Серафим Вырицкий. Матрона Московская и Сталин Митрополит гор Ливанских Илия Он всем сердцем стал молиться за спасение России от погибели, от нашествия вражеского. Он решил затвориться и просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Для этого он спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Он не ел и не пил, не спал, а только молился перед иконой Божией Матери. Наконец, после трех суток бдения ему явилась Сама Богородица и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать промысел Божий народу российскому. Если все, что определено, не будет выполнено, то Россия неминуемо погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда — сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой следует совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена». Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил, чтобы удержать врага. В Ленинграде был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Но многим до сих пор непонятно, чем держался Ленинград, ведь помощи ему практически не было: то, что подвозили, было каплей в море. И тем не менее город выстоял. После Ленинграда Казанская икона начала свое шествие по России .. Из Москвы немцы в панике бежали, гонимые ужасом, по дороге валялась брошенная техника, и никто из немецких и наших генералов не мог понять, как и почему это произошло. Волоколамское шоссе было свободно, и ничто не мешало немцам войти в Москву (Как гласит московское предание, чудотворная икона Тихвинской Божией Матери из храма Тихона в Алексеевском была обнесена самолетом вокруг Москвы. Столица была спасена, а 9 декабря 1941 года освобожден Тихвин. “Братья и сестры! К вам обращаюсь я, друзья мои” И.В.Сталин,1941Во время войны Сталин, напутствуя полководцев перед сражением, обычно говорил: "Ну, дай Бог!" или "Ну, помоги Господь!" Писатель В. А. Солоухин, служивший во время войны в Кремле, рассказывал: "Выходит на крыльцо Иосиф Виссарионович. По левую руку - Алексий, по правую - митрополиты Крутицкий и Коломенский". Церковь и власть в годы ВОВ Натиск врага был столь силен, а потери столь велики, что бывший семинарист Сосо Джугашвили (Сталин) начал открывать по всей стране храмы, предложил немедленно провести Архиерейский собор и выбрать Патриарха.Патриархом, который принял титул «Московский и всея Руси», единогласно был избран Сергий (Страгородский). Повсюду стали открывать церкви Осенью 1941 года прекратились аресты священнослужителей Зимой 1941 г. Сталин пригласил в Кремль духовенство совершить молебен о даровании победы На стороне Русской Православной Церкви и Г. К. Жуков. В Белоруссии один из священников сообщил ему, что немцы вывезли колокола из его храма. Тогда Жуков распорядился направить туда целый вагон колоколов и даже выделил взвод солдат для их установки. Патриотическя деятельность Православной Церкви во время Великой Отечественной Войны В блокадном ЛЕНИГРАДЕ, несмотря на нищету и голод, продолжался сбор пожертвований в фонд обороны. Активно в этом участвовало духовенство города: к 1 июня 1944 г. сумма таких пожертвований достигла 390 тыс. руб. Митрополит Алексий внес 50 тыс., а протодиакон Л.И. Егоровский, сдавший 49 тыс. руб., получил персональную телеграмму с благодарностью от И. Сталина. Всего же верующие ленинградцы за 1942 г. собрали 1.485.000, а за 1943 — 5.051.000 руб. Общая сумма патриотических взносов духовенства и мирян Ленинградской епархии за июль 1941 — июнь 1945 г. составила 17.423.100 руб., в т.ч. 16.274.500 собрали жители города на Неве.
В Саратове за 1943 г. верующие собрали 2.339.000 руб., а к 15 сентября 1944 г. еще 1.350. 000 руб., из них 600 тыс. на строительство 6 самолетов эскадрильи им. Александра Невского . В конце 1944 г. каждая епархия прислала в Синод отчеты по специальной форме о своей патриотической деятельности, общая сумма церковных взносов на нужды войны,, составила более 200 млн. рублей Особую страницу составляет создание на церковные средства танковой колонны «Димитрий Донской». 40 танков «Т-34», которые составили общецерковную танковую колонну, были построены на заводе Челябинска. Их передача частям Красной Армии состоялась у деревни Горелки, что в 5 км северо-западнее Тулы. 7 марта 1944 г. 25 патриарших храмов Москвы и пригородов ко дню рождения Советской Армии (23 февраля 1942 г.) собрали 1159 тыс. рублей, а к 1 мая — на подарки военнослужащим — 541 тыс. руб. Под руководством владыки Николая московские приходы внесли 2 млн. руб. на танковую колонну «Димитрий Донской», свыше 1 млн. — на эскадрилью «Александр Невский». С каждым годом войны сумма церковных взносов заметно росла. В 1943 г. саратовские православные клирики и миряне внесли 131 тыс. руб. на восстановление Сталинграда, а новосибирские — 110 тыс. — на строительство сибирской эскадрильи “За Родину”. Температура в храмах опускалась ниже нуля. Певчие пели в пальто, валенках, едва державшись на ногах от голода. Окна были выбиты, по церквам гулял морозный ветер. Но верующие молились 9 мая 1945 года День Победы нашего народа над немецко-фашистскими оккупантами приходится на дни, когда все православные празднуют величайший праздник - Святую Пасху. Священники на фронтах Великой Отечественной войны Протоиерей Борис Бартов Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) В 1942-1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями.С мая 1946 года — в Троице-Сергевой Лавре Протоиерей Василий Брылев В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Был подо Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль «За отвагу». Был ранен и демобилизован. ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА АРХИМАНДРИТ ПЕТР (КУЧЕР)(1926 г.р.) В сентябре 1943 года в возрасте 17 лет был призван в армию. После окончания полковой школы в Одессе 11 июня 1944 года прибыл в действующую армию 3-го Украинского фронта на Днестре в районе города Бендерыи участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии.Награждён несколькими боевыми наградами, среди которых — орден Славы III степени, орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За освобождение Белграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены» и др.Демобилизовался осенью 1950 года, майор в отставке. Протоиерей Глеб Каледа ПСКОВО-ПЕЧЕРСКИЙ МОНАСТЫРЬ СВЯЩЕННИК ФЕДОР ПУЗАНОВ Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза К.Д. Карицкий прикрепляет медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику церкви псковского села Хохловы Горки Порховского района Федору Пузанову Протоиерей Александр Романушко с товарищами-партизанами из Пинской области Архимандрит Леонид (Лобачев) В начале войны добровольцем вступил в ряды Красной Армии и стал гвардии старшиной. Дошел до Праги, был награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За боевые заслуги», «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией». После демобилизации снова вернулся к служению в священном сане и был назначен первым руководителем Русской Духовной Миссии в Иерусалиме после ее открытия в 1948 году. Протоиерей Ариан Пневский В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Протоиерей Александр Смолкин Матушка София(Екатерина Михайловна Ошарина) От Москвы до Берлина прошла она, сражаясь за родную землю. Протоиерей Сергий Вишневский В 1941 году учился в ремесленном училище на автозаводе имени Молотова в Горьком, попал под первую бомбежку. В армию призван в 1943 г. Служил в пехоте, охранял склады с боеприпасами. При росте 149 см весил 36 кг. После войны отец Сергий закончил духовные семинарию и Академию, в 1952 году принял священство. МОНАХИНЯ АДРИАНА (В МИРУ НАТАЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА МАЛЫШЕВА) (1921-2012) Протоиерей Валерий Бирюков После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму».Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром Протодиакон Николай Попович Протоиерей Роман Косовский Родился в крепкой крестьянской семье. В 37-м отца расстреляли. Все хозяйство отобрали. Мама умерла с голоду — все, что удавалось раздобыть, отдавала четверым детям. После смерти матери их распределили по детдомам. 15-летнего Романа отправили в Луганск. Уже в 16 он пошел на шахту. А в 17 — в 41-м — на войну. Победа застала его в Праге.