Презентация к внеклассному экологическому мероприятию Заповедный урок
Экологический брейн-ринг 100-летию заповедного дела в России посвящается. Правила игры: В игре принимают участие 3 команды по 5 человек.Игра состоит из 3 раундов, которые содержат общие вопросы по экологии, материалы из Красной Книги Хабаровского края, заповедниках, заказниках и памятниках природы Приамурья, о мире живой природы глазами коренных народов Приамурья.Каждый раунд состоит не менее чем из 6 вопросов.На обдумывание ответа предоставляется 1 минута. Первой отвечает команда, которая раньше других подняла свою табличку.Правильность ответов оценивает жюри. Правила игры: В случае правильного ответа команда получает 3 очка.При неправильном ответе оставшиеся 2 команды имеют 5 секунд для ответа.Команда, которая первой изъявит желание отвечать*, за правильный ответ получает 2 очка.В случае если и её ответ будет неправильным, третья команда имеет возможность немедленного ответа, оцениваемого в 1 очко.Если в течение отведённого времени ни одна из команд не изъявила желание отвечать*, они не получают очков и игра переходит к следующему вопросу.Для выявления победителя проводится финальная игра по дополнительным вопросам. 1 раунд №1 Что вам известно о значении и истории происхождения слова «экология»? №2 В чём отличие заказника от заповедника? №3 На территории Хабаровского края в нижнем течении реки Амур, в 400 км от Хабаровска и в 15 км от села Нижнетамбовское, есть гранитные изваяния различной формы и высоты (от 12 до 70 метров), которые были объявлены памятником природы местного значения, назовите его. №4 Назовите одно из «Лотосовых озер» Хабаровского края. Озеро, расположено на левом берегу Амура в районе имени Лазо. Это Озеро является местом самого северного обитания лотоса. №5 Строители специально оставили 50 га нетронутой уссурийской тайги, чтобы каждый горожанин мог по-настоящему окунуться в ее чарующую атмосферу, не покидая пределов города. Назовите памятник природы Краевого значения и город Хабаровского края, в котором он расположен. Вопрос №6 Самый молодой заповедник Дальневосточного региона. Он имеет особое биологическое значение как место сосредоточения водно-болотных местообитаний птиц. Заповедник расположен на территории междуречья рек Симми, Харпи и их притоков, и непосредственно граничит с оз. Болонь. 2 раунд«По страницам красной книги» №1 Что представляет собой Красная Книга? №2 Какого уровня бывают красные книги? №3 Кроме красной книги, существует еще и черная. Чем она отличается от красной книги? №4 В заповедных местах Хабаровского края живут птицы в названии которых присутствует цвет? Назовите не менее 5. №5 В красной книге Хабаровского края, занесено насекомое из отряда чешуекрылых, в название которого входит мужское имя, имя древнегреческого бога солнца? Назовите его. №6 Самая большая и одна из самых редких сов в мире. Предпочитает питаться рыбой. Узкоареальный вид, находящийся на грани исчезновения. Внесён в Красные книги России и Японии. Назовите эту птицу. 3 раунд«Символы» №1 В старину жители Сибири и Дальнего востока называли его «хлебным деревом». А десятину этого леса приравнивали с коровой. Что это за дерево (лес)? №2 Нанайцы и Ульчи почитают это дерево, как священное. Эти народы считают его «Шаманским деревом». А ульчи, вообще считают, что в стволе этого дерева жила девушка, от нее и произошли все Ульчи.Что это за дерево? №3 Народы, населяющие Россию, освещали дома лучинками из этого дерева; дегтем из коры этого дерева смазывали оси колес, чтобы не скрипели, от болезней почек, печени, легких им помогал отвар из почек этого дерева. Это дерево символ России. Назовите его. №4 С незапамятных времен это животное считали животным сверхъестественным и мудрым, его обожествляли, ему поклонялись. Для народов Приамурья с давних времен существовал особый культ этого полосатого божества. №5 Дух этого животного считается у нанайцев и эвенков хозяином тайги. Это животное и сейчас почитается жителями Дальнего Востока, он запечатлен на гербе Хабаровского края №6 Это животное почиталось у народов Севера и Дальнего Востока. Символ мощи, выносливости и достоинства. Это животное — олицетворение способности сметать преграды на своем пути. Именем этого животного называли большого, сильного, уверенного в себе, невозмутимого, хотя и не блещущего умом человека. Назовите, что это за животное? 4 раунд«Экологические задачи- ситуации » №1 В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями? №2 Народности Дальнего Востока очень почитают птицу клеста, называя его “нетленной птицей”, так как его труп в случае гибели долго не подвергается разложению. Как это можно объяснить? №3 После дождя можно наблюдать массовый выход дождевых червей на поверхность земли. Какова причина этого явления? №4 Зимой на реках и озерах экологи во льду делают проруби. Иногда вставляют в них стебли тростника. С какой целью это делается? №5 Вы всем классом выехали в лес. Там вы жгли костер, пекли картошку, ели конфеты и печенье, упакованное в бумажные пакеты, пили лимонад, варили суп из консервов. Прежде чем уехать домой, вы: бумагу сожгли, а железные банки закопали, а пластиковые бутылки взяли домой. Чем можно объяснить, ваши действия? №6 Вы всем классом выехали в лес , для встречи русского праздника «Масленица». Было очень весело. Вы ели блины, пили горячий чай, жгли костер, поджигали чучело. Прежде чем уехать домой, вы сложили все оставшиеся дрова в костер, чтобы не пропадали, а недогоревшие головешки разбросали по поляне. Что вы сделали не правильно, объясните? Предложите верное решение. 5 раунд«Экологический калейдоскоп » №1 Какое растение Дальнего Востока называют “изюмом”, “таёжным ананасом” №2 Назовите “Царицу” – рыбу реки Амур? №3 Назовите самую красивую змею Дальнего Востока? №4 Яркая уточка, очень похожа на фрукт из семейства цитрусовых. Она так и называется… №5 Сколько видов берез на Дальнем Востоке? №6 Какое растение называют “даром бессмертия” и “корнем жизни”? 6 раунд«Узнай зверя по описанию» №1 Короткий хвост, кисточки на кончиках ушей, широкие бакенбарды по краям головы, шерсть рыжевато-серая с бурыми пятнами, опасная хищница. №2 Большой пушистый хвост, почти всегда опущенный; жесткая, густая шерсть серого цвета; мощные, сильные, длинные ноги; острые, мощные клыки. №3 Крупное тело, густая жесткая тёмно-бурая шерсть, заострённые торчащие уши, острые клыки, маленькие глаза, любит рыть, повреждая корни деревьев и принимать грязевые ванны. №4 Зверек небольшого размера, серо- пепельного цвета, короткие уши без кисточек, лапы цепкие. Встречается в наших широколиственных лесах, кустарниковых зарослях, перелесках, на вырубках и гарях; Питается птицами и мышевидными грызунами, ловит рыб и лягушек; Урчит и мурлыкает. Ведёт сумеречно-ночной образ жизни, как и все семейства кошачьих; В крае редок, ареал продолжает сокращаться. №5 Крупный грызун, хвост без шерсти и похож на лопату; мех густой и красивый; трудолюбивый, прекрасно ныряет и плавает. Любит строить хатки. №6 Тёмно-бурая шерсть с отличительным признаком – жёлтой окраской горлышка; большой и пушистый хвост, хорошая охотница, похожа на соболя Термин «экология» образован от двух греческих слов (от греческого oikos-"дом", "жилище", и "logos" - "слово", "учение") и дословно переводится как "учение о доме", то есть экология – это наука о взаимодействии человека и окружающей среды. Впервые этот термин и общее определение экологии было сделано немецким биологом Э. Геккелем в 1866 году. Раунд 1 ответ на вопрос №1 Раунд 1 ответ на вопрос №2 Заповедник – заповедное место, где оберегаются и сохраняются редкие и ценные растения, уникальные участки природы, культурные ценности.Заказник – род заповедника, где временно запрещена охота или где находится под особой охраной определённый вид животных или растений. Раунд 1 ответ на вопрос №3 Амурские столбы– памятник природы местного значения. До сих пор краеведы не имеют единого мнения об их происхождении – то ли столбы являются результатом многовекового действия сил природы, то ли их установили древние амурцы, подобно древним египтянам. Раунд 1 ответ на вопрос №4 Озеро цветочное - памятник природы местного значения. Цветение лотоса, которое происходит всего в течение нескольких дней в году, является незабываемым зрелищем. Увидеть его мечтают многие туристы. По этой причине через озеро Цветочное в период цветения лотоса проложен популярнейший маршрут экологического туризма в Хабаровском крае. Раунд 1 ответ на вопрос №5 г. Комсомольск-на Амуре, заповедник «Комсомольский» Раунд 1 ответ на вопрос №6 Болоньский заповедник, создан в 1997 году. Раунд 2 ответ на вопрос №1 Красная книга — список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов Раунд 2 ответ на вопрос №2 Красные книги бывают различного уровня — международные, национальные и региональные. Раунд 2 ответ на вопрос №3 В Черную книгу включены сведения о животных, вымерших после 1500 года, есть сведения о наблюдении этих животных путешественниками, но на сегодняшний день эти виды не существуют. А в красной книге список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, птиц, растений, животных. Орлан-белохвост, Орлан белоплечий, Черный журавль, Серый журавль, рыжий журавль, Гагара краснозобая, , Кряква черная, утка серая, цапля большая белая, ибис красноногий, гусь белолобый, гусь белый, нырок красноголовый, коршун черный, куропатка белая, поганыш красноногий. Раунд 2 ответ на вопрос №4 Раунд 2 ответ на вопрос №5 Аполлон Фельдера. Раунд 2 ответ на вопрос №6 Рыбный филин Раунд 3 ответ на вопрос №1 Это кедр (кедровая сосна) Раунд 3 ответ на вопрос №2 Пихта Раунд 3 ответ на вопрос №3 береза Раунд 3 ответ на вопрос №4 Тигр Раунд 3 ответ на вопрос №5 Медведь Раунд 3 ответ на вопрос №6 Лось Раунд 4 ответ на вопрос №1 В дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья. Раунд 4 ответ на вопрос №2 В связи с тем, что клесты питаются семенами хвойных пород деревьев, в их организме накапливаются особые смолистые вещества, Они-то и обеспечивают птицам нетленность. Раунд 4 ответ на вопрос №3 Дождевые черви дышат кислородам воздуха, проникающего между частицами почвы. Во время сильного дождя почва пропитывается влагой, и их дыхание затрудняется Раунд 4 ответ на вопрос №4 Вода обогащается кислородом воздуха, что предотвращает заморы рыб Раунд 4 ответ на вопрос №5 бумага сгорела, образовалась зола-это минеральное удобрение. Железные банки закопали, так как в земле под действием влаги железо подвергается ржавлению и в конечном итоге, оно разложится. А пластик забрали домой, так как период его разложения до 100 лет. Пластик можно использовать во вторичной переработке. Раунд 4 ответ на вопрос №6 Нельзя разбрасывать головешки по поляне. Нужно было залить костер водой или хорошенько забросать снегом. Раунд 5 ответ на вопрос №1 Кишмиш или Актинидия Раунд 5 ответ на вопрос №2Калуга Раунд 5 ответ на вопрос №3 Амурский полоз Раунд 5 ответ на вопрос №4 Утка мандаринка Раунд 5 ответ на вопрос №5 11Береза ДальневосточнаяШерстистаяДаурскаяБереза ШмидтаБереза ЭрманаМаньчжурская 7. Плосколистная8. Ребристая9. Береза Максимовича10. Карликовая11. Повислая Раунд 5 ответ на вопрос №6 Женьшень Раунд 6 ответ на вопрос №1 Рысь Раунд 6 ответ на вопрос №2 волк Раунд 6 ответ на вопрос №3 Дикий кабан Раунд 6 ответ на вопрос №4 Амурский лесной кот Раунд 6 ответ на вопрос №5 Бобр Куница Раунд 6 ответ на вопрос №6 Подведем итоги! Фотография Амурские столбы https://www.google.com/Заповедник Комсомольский https://www.google.com/Рыбный филин https://www.google.com/ Вы можете использовать данное оформление для создания своих презентаций, но в своей презентации вы должны указать источник шаблона: Ранько Елена Алексеевна учитель начальных классов МАОУ лицей №21 г. ИвановоСайт: http://pedsovet.su/