Презентация по крымоведению на тему Северо — восточный Крым
Северо-Восточный КрымЦель:Узнать об исторических достопримечательностях города Старый Крым и его значении в истории Крымского полуострова;Кратко описать объекты культурно-исторического наследия Северо-Восточного Крыма; Заполнить рабочую тетрадь по Крымоведению стр.40-45
Старый Крым — первая столица Крымского ханства, а ныне небольшой и довольно запущенный город на керченской трассе по дороге из Феодосии в Симферополь. Несмотря на свою богатую историю, обделён вниманием как путешественников, так и отдыхающих. Приехать сюда стоит ради сохранившейся средневековой мечети — самой древней в Крыму, литературных музеев и расположенного неподалёку армянского монастыря Сурб-Хач.
Мечеть хана Узбека, ул. Халтурина. Построена в 1314 году по указанию хана Узбека — могущественного правителя Золотой Орды и первого из татарских ханов, принявшего ислам. Трудно сказать, какой была мечеть изначально, но даже её нынешний вид представляет несомненный интерес: со стороны она очень похожа на христианскую базилику, если бы не минарет и не великолепный резной портал, узоры которого, впрочем, недалеко ушли от армянской традиции. Загляните также внутрь (иноверцам разрешают постоять в дверях, но ковры просят не пачкать): ряды колонн разбивают пространство мечети на три части, чем лишь усиливают сходство с традиционной трёхнефной базиликой. Всё это вместе наводит на мысль о том, что в начале XIV века у едва принявших ислам татар ещё не было ни хороших мастеров, ни хорошего представления об исламской архитектуре, поэтому для мечети позаимствовали стиль христианских храмов соседней Каффы. Напротив двери михраб — украшенная цветными росписями ниша в стене, обращённая в сторону Мекки. Росписи моложе самой мечети и неоднократно подновлялись или, правильнее сказать, перекрашивались. Если же пройти вокруг мечети, вы обнаружите ещё одну древность — впечатляющие руины, которые обычно называют медресе, хотя некоторые исследователи считают, что это текие, то есть приют странников (дервишей). С датировкой творится такая же неразбериха — предположительно 1336 год, но в любом случае ценность этих руин в их масштабе, а не в конкретных элементах татарской архитектуры, различить которые сейчас практически невозможно.
Мечеть Бейбарса, ул. Красноармейская, 59 (рядом с мечетью хана Узбека). Известно, что в 1287-88 гг., то есть ещё до принятия татарами ислама, в Кырыме на деньги египетского султана Бейбарса была построена большая мечеть. Существуют разные мнения о происхождении Бейбарса, но сам он, судя по всему, считал себя уроженцем Кырыма и желал увековечить память о себе на исторической родине. Ему это, безусловно, удалось: никто точно не знает, где находилась мечеть Бейбарса, однако одну из старокрымских развалин принято называть именно так. Хотя составить представление об архитектуре мечети сейчас уже вряд ли возможно, сохранившиеся фрагменты стен довольно велики и позволяют оценить размер сооружения.
Мечеть Мюск-Джами (Мускусная мечеть), ул. Садовая, 18 (рядом с двумя предыдущими). Самая разрушенная из старокрымских мечетей: от неё уцелели лишь пара столбов, датируемых XIV веком. Название, по легенде, связано с тем, что при строительстве в раствор добавляли мускус — совсем не ради прочности, а только для того, чтобы продемонстрировать богатство заказчика.
Мечеть Куршум-Джами (Свинцовая мечеть), ул. Стамова, 40 (в восточной части города). История, похожая на предыдущую: по легенде, камни мечети скрепляли свинцом, однако никакого свинца в развалинах не нашли: вместо него тут прослойки из красного кирпича (плинфы), напоминающие церковь Иоанна Предтечи в Керчи. И отнесение, и уж тем более датировка всех старокрымских мечетей очень условны. Где была Свинцовая мечеть, а где Мускусная никто точно не знает, да и не так это важно. Интереснее большое количество средневековых руин и их немалые размеры.
Руины караван-сарая, ул. Партизанская (в южной части города). Караван-сарай также датируется эпохой хана Узбека, началом XIV века. Это была довольно крупная и, по восточной традиции, хорошо укреплённая постройка, от которой остались лишь куски стен.
Церковь Иоанна Крестителя, ул. Осипенко, 2. Подобно древним мечетям, история этой церкви известна плохо. Иногда её датируют X веком, но чаще, впрочем, XIII или даже XIV вв. Это небольшая, но, безусловно, самая впечатляющая из старокрымских развалин, поскольку в ней хорошо видны и дверные проёмы, и апсиды, а сама церковь в некотором смысле является действующей: в ней изредка проводят богослужения (прямо под открытым небом). Обычно считается, что церковь была византийской, но кое-кто приписывает её местным армянам.
Дом-музей К. Г. Паустовского в Старом Крыму — отдел литературно-художественного музея Крымское республиканское учреждение «Коктебельский эколого-историко-культурный заповедник»
Часовня целителя Пантелеймона, на склоне горы южнее города (выйдите из города по ул. Калинина и двигайтесь по тропе вверх). Святой источник на горе не раз помогал жителям Старого Крыма. Часовню поставили в 1893 году, в советское время её разрушили, в 2001 году восстановили. Всё это опять-таки малоинтересно с точки зрения архитектуры, но показывает важность православия для жителей Старого Крыма: татары никогда не были здесь в большинстве.
Монастырь Сурб Хач
Дом-музей А. Грина
Спасибо за внимание!!!