Презентация по духовно-нравственному воспитанию на тему: 450-летие выхода в свет первой книги Апостол
Слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: В декабре 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил ежегодный День православной книги и приурочил к 14 марта а в феврале 2011 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви поддержал эту инициативу. В книгах издавна сохранялась и передавалась информация от поколения к поколению, от отдельного человека - автора - к его читателям. За это мы ценим книги. Но информация бывает разной: истинной и ложной, полезной и вредной, полезной для души и полезной для обыденной жизни. Недаром наш народ говорит: «Не всё свято, что в книгу вмято». Православная же книга сохраняет и распространяет знание, которое приближает человека к Богу. Она открывает ему путь к Творцу через чтение, благочестивое размышление, постижение трудов отцов Церкви, молитву. В Киевской Руси, как и во всех странах, после появления и распространения письменности, при княжьих дворах, монастырях начинают вести записи о происходивших событиях. Для удобства читающего все эти записи распределялись по годам. Так появились на свет первые исторические книги – летописи. Доверить составление летописи можно было отнюдь не каждому. Здесь не годился простой переписчик, который владел грамотой. Для написания летописного свода отбирали самых талантливых книжников своего времени. До нас дошло имя одного из самых первых русских летописцев – Нестора. Преподобный Нестор Летописец – отец истории Киевской Руси Нестор Летописец Васнецов В.М. «Повесть временных лет» составлена около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. В науке летописи называют летописными сводами, так как каждый автор в своём повествовании соединял в одно целое уже имевшиеся к тому времени летописи, повести, жития и различные документы и собственные записи. В основу своего труда Нестор положил начальный свод (1093-1095), которому , в свою очередь, предшествовали более ранние летописные своды. Этот текст Нестор значительно переработал и дополнил, используя переводную византийскую хронику Георгия Амартола. Кроме того, он включил в «Повесть» договоры русских князей с Византией, ряд народных сказаний, свои собственные рассказы о событиях конца ХI - начала ХII века/ «Повесть временных лет» МИНИАТЮРЫ В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры среди святых останков преподобных отцов хранятся святые и нетленные мощи Нестора Летописца. Каждый подошедший к гробнице с мощами преподобного Нестора видит над ней серебряную дощечку с выгравированной в XIX веке надписью, где запечатлены слова благодарности «отцу российской истории» от всех любителей истории и древностей российских. Здесь, в тишине древних монастырских пещер, неразлучно соединились святость и родная история. Было время, когда книги переписывали от руки. Не один месяц трудился писец, выводя гусиным пером одну букву за другой, переходя от строчки к строчке. Прежде чем начать новую страницу, надо было ее разлиновать свинцовой палочкой, ведь карандашей еще не было Заглавную букву рисовали красными чернилами. С тех пор мы называем первую строку каждого отрывка «красной», хотя все буквы в книгах одного цвета.Работа писца была долго и кропотливой. Добравшись до последней страницы, он заканчивал книгу словами: «Писал такой-то», значит, переписывал. Решил Иван Грозный завести в Москве Печатную избу . В 1563 году « Государев Печатный двор» возглавил дьякон церкви Николая Гостунского в Московском Кремле Иван Федоров. Иван Федоров был образованным человеком. Он хорошо разбирался в книгах, знал литейное дело, был и столяром, и маляром, и резчиком, и переплетчиком. Иван Федоров закончил Краковский университет, знал древнегреческий язык, писал и печатал на этом языке, знал и латынь. В народе про него говорили: такой умелец, что и в чужих землях не сыскать. 10 лет работали Иван Федоров и Петр Мстиславич над устроением Печатного Двора и только 19 апреля 1563 года приступили к изготовлению первой книги.
Страница из «Азбуки» Ивана Федорова. 1574 г. «Апостол» (Львов, 1574), самая старая сохранившаяся книга. Борис Ганаго Евгений Ростиславович Золотаревский Иван Сергеевич Шмелёв Чарская Лидия Алексеевна Клавдия Лукашевич Дивна Любоевич Учрежденный праздник призван помочь осмыслить значение православной книги и через это осознание стать более взыскательными и разборчивыми читателями, заботящимися о том, чтобы истинные знания наполняли ум и сердце. Обращаясь к православной книге, мы следуем известному ветхозаветному речению: «Если будешь призывать знание и взывать к разуму; если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге. Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум» (Прит.2, 3-6).