ПРЕЗЕНТАЦИЯ СПАСИБО ИСТОРИИ СТАРОСЛАВЯНСКОЙ АЗБУКЕ, А ТАКЖЕ СВЯТЫМ КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ (Учителям начальных классов)
Кирилл (827-869) и Мефодий (815-885) – создатели славянской азбуки и церковнославянского языка,проповедники христианства Памятник святым Кириллу и Мефодию в Москве на Славянской площади Старославянская азбука — первая кириллическая азбука, созданная в IX веке для записи старославянского языка. Кириллица восходит к греческому письму, с добавлением букв для передачи звуков, отсутствовавших в греческом языке. Иван Фёдоров (1520-1583) – первый известный русский книгопечатник,работавший в Москве, затем во Львове (Украина), основатель собственной типографии «Первопечатник» (художник Моравов А.В.) Памятник И. Федорову в Театральном проезде в Москве «Апостол» — первая датированная печатная московская книга. Напечатана в 1563—1564 гг. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем. СВЯТЫЕ РАВНОАПОСТОЛЬНЫЕ МЕФОДИЙ И КИРИЛЛ, УЧИТЕЛИ СЛОВЕНСКИЕ Кирилл и Мефодий – братья, они происходили из знатного рода и жили в греческом городе Солуни в IX веке н. э. Жители города в те времена говорили не только на греческом языке, но и на славянском солунском диалекте, которым пользовались окружающие их племена – драгувиты, сагудиты, ваюниты и смоляне.Кирилл (до принятия монашества –Константин) был младшим из семи детей в семье, а Мефодий (урождённый Михаил) – старшим. ЗДЕСЬ ЖИЛИ КИРИЛЛ И МЕФОДИЙ Как была создана славянская письменность?В начале 860-х годов н. э. Кирилл и Мефодий отпра-вились в болгарскую миссию с целью распространения христианства в Болгарском царстве. Именно к этому периоду их жизни историки относят разработку славянской азбуки. Кирилл проделал колоссальный труд по выделению и преобразованию звуков и начертанию букв для новой письменности. На основании разработок были составлены целых две азбуки – кириллица (названная в честь Кирилла) и глаголица, причём многие исследователи считают, что кириллица была создана позднее глаголицы и на её основе. С помощью глаголицы с греческого языка были переведены Евангелие, Псалтырь и ряд других книг. В 862 году н. э. Кирилл и Мефодий отправились в государство Моравия (сейчас это территория поделена между Венгрией, Словакией, Чехией и Украиной), где начали преподавать славянскую письменность и заниматься переводом церков-ных книг с греческого языка. Спустя некоторое время братья были вызваны к Папе Римскому Адриану II по обвинению в ереси, поскольку считалось, что хвала Богу может воздаваться только на греческом, еврейском и латинском языке. По пути в Рим Кирилл и Мефодий обрели мощи святого Климента и по прибытию к Папе Римскому были оправданы. Вскоре Кирилл тяжело заболел и слёг. В феврале 869 года он принял схиму, и именно тогда ему было дано имя Кирилл (до этого его именовали Константином). 14 февраля 869 г. н. э. его не стало. Мефодий вместе с учениками вернулся в Моравию, где продолжил деятельность по распространению славянской письменности – в 879 г. ему даже было позволено вести богослужения на славянском языке.19 апреля 885 года Мефодий скончался. После его смерти сторонники братьев постепенно перебрались в Болгарию и Хорватию. Оттуда впоследствии славянская азбука распространи-лась в Сербию и Древнерусское государство, а Кирилл и Мефодий были канонизированы и стали именоваться святыми равноапостольными Кирил-лом и Мефодием. Как отмечают День славянской письменности и культуры?В России празднование было установ-лено в 1863 году (24 мая – 11 мая по старому стилю). С приходом советской власти праздник упразднили, но в 1986 году он был возрождён, а с 1991 года было решено сделать День славянской письменности государственным праздником и проводить ежегодно. Приходя в первый класс, ребёнок начинает знакомиться с азбукой, которая становится его первой школьной книгой. И не важно, умеет читать к этому моменту ребёнок или нет – программа едина для всех. И в этой программе на первом месте в формировании умения читать ставится книга, прошедшая испытание временем – автор Горецкий, «Русская азбука» Но написал её не только прекрасный автор и педагог Горецкий, но и Федосова Н.А. – кандидат педагогических наук – приняла непосредственное и очень влиятельное участие в составлении программы чтения для первоклассников. В этой азбуке ребёнок не только знакомится с буквами и учится складывать их в звуки, но и изучает элементы русского народного творчес-тва в виде небольших сказок, пословиц и потешек, на которых и происходит закрепление навыков чтения. Очень важно, чтобы знакомство ребёнка с прекрасным миром лите-ратуры началось не с мучения и страха, прививаемого неудачной книгой, а с хорошего учебного пособия, которое поможет ребёнку правильно и быстро научиться читать. В дальнейшем это и будет залогом хорошей учёбы. Максимовой Н.К.учитель начальных классов,педагог- психолог,педагог дополнительного образованияпгт. Южно-Курильск