Презентация на тему:Роль и место школьной библиотеки в процессе модернизации образования
Роль и место библиотеки в процессе модернизации образованияПодготовилабиблиотекарь ГООШ І-ІІІ ступеней №53Тёркина Марина НиколаевнаГорловка, 2016
«Не бойтесь перемен, ведь единственное, что можно предсказать с уверенностью – это то, что будущее непредсказуемо! Ваше будущее начинается здесь и сейчас». Эжени Прайм
Модернизация означает переход от традиционного общества к модерному, т.е. осуществление изменений в направлении и в сторону современных объективных требований общественного развития.
МОДЕРНИЗАЦИЯ предполагает пересмотр традиционных направлений деятельности школьной библиотеки. Школьная библиотека, как и образование в целом, ориентирована на будущее, которое требует от человека, умения работать с большим потоком информации.
Модернизация образования – это не революция. Ее задача – изменить, усовершенствовать и обогатить, а не сломать и построить все заново. И школьная библиотека не может оставаться безучастной ко всему происходящему. Более того, библиотека, как информационный институт, должна стать ведущим участником масштабной акции по модернизации образования.
« Библиотека сегодня - это место, где не просто читают книги, а учатся представлять себя миру в Интернете и делиться с другими знаниями и идеями!» Барбара Стриплинг
Происходит модернизация библиотеки Включенность библиотеки и библиотекаря в совместную работу с учителями за счет реализации совместных программ и проектов Широкое использование деятельности с учащимися и учителями интернет-технологий. Использование традиционных и нетрадиционных форм работы с книгой и другими ресурсами Организация и поддержка самостоятельных учебных исследований школьников. Участники образовательного процесса не только получают нужную информацию, но и создают ее сами
Инновационные модели библиотечно- информационного обслуживания Библиотека-медиатека (библиотечный медиацентр). Информационно-библиотечный центр (ИБЦ, БИЦ). Библиотека – исследовательско-просветительский центр с возможностями медиатеки Библиотека – педагогическое подразделение школы. Библиотека - центр взаимодействия семьи и школы. Библиотека - центр семейного чтения
Наличие в библиотеке фонда медиаресурсов обязывает библиотекаря: обладать ИКТ- компетенцией; владеть приёмами ведения документации на электронных носителях; владеть базовыми библиографическими знаниями.
Интеграция цифровых и печатных средств информации, возможность дополнять собственные фонды ресурсами, создаваемыми участниками педагогического процесса Возможность формирования и развития информационной грамотности и культуры учащихся в тесном сотрудничестве с учителями Цифровое «равенство» как фактор воспитания Роль библиотекаря возрастает до роли педагога информационной культуры Библиотекарь поддерживает и развивает творческие способности школьников с использованием ими новейших технологий, осуществляя поддержку проектной деятельности учителей-предметников, самостоятельные учебные исследования Библиотека и библиотекарь могут играть новую роль в процессе организации всевозможных читательских исследований, консультирования и дистанционного обучения учителей и учащихся по вопросам чтения, новых поступлений, формирования информационной культуры – через блоги, вики-среды и возможности социальных сервисов , сотрудничество с детскими и публичными библиотеками, привлечение учителей и родителей к совместным сетевым инициативам. Библиотекарь – ответственное лицо в школе за процессы соединения источников знаний и отношений между участниками педагогического процесса в учебных ситуациях.
Задачи библиотекиФормирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации;Обеспечение достоверной информацией, гарантирование быстрого доступа, извлечения и передачи информации;Содействие непрерывному образованию путем обеспечения информационно-библиотечных ресурсов и создания атмосферы, необходимой для усвоения материала;
Задачи библиотекиУчастие в проведении занятий с использованием ресурсов Интернет, электронных версий справочно-энциклопедических изданий, электронных пособий, баз данных и т.д.;Предоставление учителям возможности использования информационных ресурсов библиотеки в урочной и внеурочной деятельности;Вовлечение детей и подростков в мир чтения; Повышение качества жизни посредством воспитания национального самосознания, толерантности, передачи и сообщения эстетического опыта, развития навыков восприятия искусства, стимулирования способностей к творчеству и развития гармоничных человеческих отношений.
Обучение в старших профильных классах Во время обучения в профильных классах, большое значение уделяется самостоятельной работе учеников, индивидуальной или групповой, разумно соединяются лучшие традиции библиотечного дела и информационно-коммуникативных технологий.
Презентации старшеклассников
Подготовка учеников к олимпиадамРекомендация справочной литературы Подготовка школьников к участию в предметных олимпиадах, конкурсах Формирование у учащихся навыков работы с научно-популярной литературой (при подготовке к МАНу, написанию рефератов, исследовательских работ, творческих проектов)
ДЛЯ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ К ЧТЕНИЮ ПРОВОДЯТСЯВИКТОРИНЫ, ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИННЫЕ С ПОКАЗОМ ПРЕЗЕНТАЦИЙ, КОНКУРСЫ НА ЛУЧШУЮ КОМПЬЮТЕРНУЮ РЕКЛАМУ КНИГИ, БУКТРЕЙЛЕРЫ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯБРЕЙН-РИНГИ, ТОК-ШОУБЕСЕДЫ У КНИЖНОЙ ПОЛКИ С ПРЕЗЕНТАЦИЯМИ, СОЗДАННЫМИ ПЕДАГОГАМИ И ДЕТЬМИ
Электронные библиотеки Среди современных библиотек все большую популярность приобретают электронные, где информацию можно получить через глобальные компьютерные сети. Какими же будут библиотеки в будущем? Будут ли они исключительно виртуальными? Скорее всего, привычные книги и электронные издания будут дополнять друг друга.
Самая крупная электронная библиотека создана в Китае. В базу данных вошло более 12 миллионов документов. Во всемирной паутине представлено до 80% китайской научной и художественной литературы, а также периодики.
СМАРТ-обучениеПрогресс покоряет все более новые вершины. Вот и нашим библиотекам пришла пора становиться «умными», то есть автоматизировать процессы обслуживания посетителей.Smart в переводе с английского означает умный.
Смарт-библиотека - мозг и динамический центр электронной среды школы ХХІ века.Smart-библиотека – это объединение библиотек, учителей, учеников и родителей для осуществления совместной образовательной деятельности в сети Интернет на базе общих стандартов, соглашений и технологий. То есть речь идет о совместном создании и использовании контента, о совместном обучении. В свою очередь цель умного обучения заключается в том, чтобы сделать процесс обучения наиболее эффективным за счет переноса образовательного процесса в электронную среду. Именно такой подход позволит скопировать знания преподавателя и предоставить доступ к ним каждому желающему. Более того, это позволит расширить границы обучения, причем не только с точки зрения количества обучаемых, но и с точки зрения временных и пространственных показателей: Обучение станет доступным везде и всегда.
Современные зарубежные библиотеки Здание публичной библиотеки в Канзасе одно из самых особенных зданий в Америке . На фасаде библиотеки шириной 8 метров, высотой – 3 метра, уместились 22 самых популярных книги. Это основная достопримечательность города, привлекающая туристов.
Архитекторов и дизайнеров всегда привлекала идея создать необычный облик библиотеки
Областная научная библиотека г. Новосибирска, по замыслу авторов, будет напоминать футуристичную стопку книг. Мысль, возможно, не самая оригинальная, но как же здорово выглядит!
Национальная библиотека в Минске, Беларусь.
Современная библиотека под руководством грамотного специалиста, готового к переменам, профессионально компетентного и мобильного, с принципиально новой политикой формирования фондов, надежной локальной сетью образовательного учреждения, в которую объединены все компьютеры школы и в которой библиотека играет ведущую роль по накоплению и распределению информационных ресурсов, является залогом модернизации образования.
Спасибо за внимание! Желаю успехов в работе!