Презентация Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Формирование коммуникативных навыков у детей с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталостиСоставила учитель-логопед Е.Ю.Егорова
Ограничение коммуникативных навыков и умений значительно осложняет процессы социализации и интеграции воспитанников в социум, снижает качество их жизни. «Безречевые» дети: - дети с полным отсутствием голосовой активности; - дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность; - дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи. Основные характерные черты личности: - отсутствие мотивации к общению; - неумение ориентироваться в ситуации; - разлаженность в поведении; - негибкость в контактах; - повышенная эмоциональная истощаемость.
Эффективным способом, позволяющим удовлетворять потребность «безречевого» ребенка в общении, являются методы и средства альтернативной коммуникации. Одним из способов развития «коммуникативной» функции у таких детей являются невербальные средства коммуникации: жесты, мимика, система символов (пиктограммы). Жесты и мимика: - условные; - указывающие; - подчеркивающие; - показывающие; - эмоциональные.
Применение символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями развития в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм. Метод пиктограмм был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.Пиктограмма — знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться,но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Пиктограммы относятся к невербальным средствам общения и могут использоваться в следующих качествах: - как средство временного общения, для сохранения у ребёнка мотивации и желания общаться; - как средство постоянного общения для ребёнка, неспособного говорить в будущем; - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий) ; - как подготовительный этап к освоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения); - как средство развития и коррекции высших психических функций - памяти, внимания, мышления.
Методика Л. Б. Баряевой, Е.Т. Логиновой, Л.В Лопатиной «Я - говорю!» Пособие предназначено для работы с детьми, имеющими тяжелые формы речевого недоразвития, различные нарушения в интеллектуальной деятельности. Оно содержит уникальную инновационную методику всестороннего развития ребенка, основанную на использовании письменного знака в виде рисунка-пиктограммы.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ РЕБЕНКА СО ЗНАКОМ – СИМВОЛОМ И УТОЧНЕНИЕ ЕГО ПОНИМАНИЯ Идентификация символа Взрослый последовательно демонстрирует ребенку пиктограммы, предлагает опознать их и соотнести с реальным предметом (действием) или с его реалистичным изображением на картинке; Этапы обучения ребенка работе с пиктограммами:
Выбор нужной пиктограммы из ряда другихИз нескольких пиктограмм ребенок должен узнать и показать ту, которую назвал взрослый;Выбор двух одинаковых пиктограмм среди ряда других Выбор такой же пиктограммы среди определенного множества других
Конструирование фразы с помощью пиктограмм Взрослый предлагает ребенку рассмотреть пиктограммы с изображением объекта действия, процесса действия, необходимого для этого предмета, и т. п. и произносит фразу, соответствующую этим изображениям. Ребенок выбирает и показывает пиктограммы в той последовательности, в какой произносятся слова, чтобы получилась нужная фраза;
Выбор (показ) из нескольких фраз, составленных из пиктографических изображений, той, которую назвал взрослый.Девочка ест на кухне
2. АЛГОРИТМ УСТАНОВЛЕНИЯ СВЯЗИ МЕЖДУ ИЗОБРАЖЕНИЯМИ ПРЕДМЕТОВ И ИХ ФУНКЦИЕЙ Составить из пиктограмм пару. Первый вариант: взрослый предлагает ребенку соединить стрелкой пиктограмму, изображающую предмет, с пиктограммой, отражающей действие, которое можно производить с этим предметом. Второй вариант: взрослый показывает ребенку пиктограмму с изображением действия и просит его соединить стрелкой эту пиктограмму с пиктограммой, на которой нарисован соответствующий предмет.
Среди определенного множества пиктограмм выбрать только те, которые относятся к одной тематической группеПятый лишнийВзрослый показывает ребенку пять пиктограмм, изображающих четыре предмета из одной тематической группы, а пятый — из другой. Ребенок находит лишний предмет и показывает его.
Найти и исправить ошибку в парах пиктограмм, соединив стрелкой соответствующие друг другу.
Найти и исправить ошибку во фразе Взрослый показывает ребенку пиктографическое изображение фразы, содержащей ошибку, и предлагает ему из нескольких пиктограмм выбрать нужную, чтобы исправить эту ошибку.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЛОГИЧЕСКОГО КОНСТРУИРОВАНИЯ ФРАЗЫ ПУТЁМА САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫБОРА НЕОБХОДИМОГО СИМВОЛАСоставление из пиктограмм произнесенной взрослым фразы
Составление фразы из пиктограмм (соединив их между собой по смыслу стрелками)
Подбор группы пиктограмм по заданному признаку
Составление логической цепочки
Пиктограмма в качестве невербального средства общения предусматривает формирование логической цепочки:первоначальное понятие «знак» (пиктограмма) обобщающее понятие закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммамисамостоятельная ориентировка в системе знаков
Пиктограммы при планировании действий, определении их последовательности
Пиктограммы при обучении связной речиСхематичное изображение отдельных частей облегчает запоминание и последующее воспроизведение целостного образа .
Использование невербальных средств коммуникаций и обучение им :- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;- уточняет и пополняет пассивный и активный словарь;- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты ; - создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;- развивает высшие психические функции;- в ряде случаев компенсирует отсутствие полной речевой активности. Альтернативная коммуникация не заменяет вербальную речь, а выступает в качестве ее стимуляции.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! ВСЕМ УСПЕХОВ!