Презентация на тему «Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся»


Слагаемые работы учителя по повышению качества знаний учащихся.Выполнила учитель физики МАОУ «СОШ №17»Голунько Т.А «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него». К.Д.Ушинский Современный педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели. качества управления образовательными системами и процессами качества потенциала обучающихся качества образовательнОй программы; качества потенциала педагогического состава, задействованного в образовательном процессе; качества ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ качества средств образовательного процесса КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА СИНТЕЗИРУЕТСЯ ИЗ СЛЕДУЮЩИХ КАЧЕСТВ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ- ТЕХНОЛОГИИ ПОГРУЖЕНИЯ В ВЕРТУАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО . С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СОВРЕМЕННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ- ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ Повышение качества образования одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года Качество образования – от идеи развития общеобразовательной школы до реальностиПоследнее десятилетие стало для школьного образования периодом интенсивного поиска новых концептуальных идей, путей развития. В теории и на практике активно разрабатывались вопросы дифференциации и профилизации обучения, интеграции содержания образования, внедрялась идея гуманизации школьной жизни. Однако время и практика показали, что одну из этих и других идей, концепций нельзя рассматривать как главную, всеохватывающую из-за их направленности на совершенствование отдельных компонентов сложной системы школьного образования. И чтобы сейчас не менялось, какие бы концепции не возникали, можно уверенно утверждать, что все больше специалистов принимает и активно поддерживает идею качества образования как ведущую и доминирующую. Актуальность Вопросом качества занимаются многие. В Европе создана комиссия по академической оценке качества образования, проходят конференции, в России состоялось 6 симпозиумов по квалиметрии человека и образования. Однако приходится признать, что, несмотря на это, концепция качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели, аспекты качества, ставится вопрос о критериях. Концепция качества образования станет действующей концепцией только после многократного нашего обсуждения в коллективе, будучи понятой и принятой всеми участниками образовательного процесса.Качеством занимались всегда. В этом нет ничего нового, появилось лишь новое модное слово. Однако, образование меняется, и поэтому появляется необходимость постоянного переосмысления ценностей и целей в новом контексте. Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только и учащиеся, но и преподаватели как участники образовательного процесса. Среди учащихся и учителей нашей школы было проведено анкетирование. Данные анкетирования показали следующее. Вопрос. Хорошее качество образования - это... Для учащихся хорошее качество образования связано, в первую очередь: с хорошими знаниями по всем предметам, когда по окончании школы ученик без проблем может поступить в ВУЗ; с возможностями в будущем достигнуть успехов в карьере, достигнуть цели, поставленной в жизни; с дополнительным знанием, обучением, пониманием предметов; с возможностями получения качественных, разносторонних знаний для поступления в ВУЗ; с глубокими прочными знаниями по всем предметам. Для родителей: с получением знаний, умений и навыков, которые позволяют выпускнику школы найти свое место в жизни, добиться уважения окружающих его людей; со знанием предметов, с хорошим оснащением школы, с профессионализмом педагогов; с умением учащихся применить полученные знания в жизни; с умением педагога увлечь детей своим предметом. Для учителей: с умением подготовить школьника в ВУЗ, глубоким раскрытием наиболее интересных вопросов науки, подготовкой ученика не только умственно, но и нравственно (морально); с умением ученика самостоятельно мыслить, анализировать и самостоятельно работать; со школой, которая учитывает индивидуальные особенности школьника, способности и потребности детей; где учителя придерживаются гуманистического принципа воспитания, где есть творческие педагоги и мудрое руководство; с профессиональной позицией и самоощущением учителя, когда он четко представляет свои цели, знает как их достичь и чувствует душевный комфорт. Знание качества достигаемых результатов обучения – непременное условие успешной работы учителя, иначе его деятельность теряет смысл. В высказываниях учащихся чаще звучат ближайшие жизненные задачи - получение профессионального образования, в высказываниях родителей - успешное профессиональное самоопределение учащихся и достижение поставленных целей, в высказываниях учителей - гуманистические принципы воспитания, индивидуальный подход к детям, реализацию творческого потенциала учителя. вывод Слагаемые работы учителя: (опыт) 1 слагаемое – качественная подготовка к уроку.2 слагаемое – психологический настрой на урок, на процесс обучения.3 слагаемое - контроль за качеством знаний, разработка его содержания, форм и методов его проведения, анализ результатов этого контроля, с целью коррекции содержания образования.4 слагаемое – это одно из самых главных ценностей качества образования его индивидуализация (комплексная система мер по повышению результативности обучения учащихся) Результативность обучения напрямую связана с качеством обучения. И обучение будет более эффективным, если оно несёт личностно-ориентированную направленность. Это необходимо помнить всегда. Нельзя разработать один урок, который принесет успех всем учащимся, а также надо помнить о том, что этот успех нужен каждому ученику. И зависит он от нас. Банк слагаемых, требующих воплощения, результат - качественная сумма. 1. Личностно-ориентированный подход. 2. Создание ситуации успеха. 3. Активная личностная позиция учителя совместно с учащимся. 4. Создавать ученику возможность дальнейшего роста, способствовать этому. 5. Ставить конкретные цели и задачи, подключать к ним, самих учащихся. 6. Вовлекать родителей в учебный процесс. 7. Использовать открытые тексты работ, задания на опережение. 8. Развитие интеллекта ребенка, формирование его мыслительнойдеятельности. 9. Обучение через диалог. 10. Обучение через интерес. 11. Психологическое единство с классом. 12. Более четкие критерии оценивания. Не все должно быть оценено отметкой. 13. Мотивация познавательной деятельности. 14. Дифференциация заданий. 15.Разнообразие форм организации учебного процесса. 16. Использование психолого-педагогических характеристикучащихся. «Учитель успешного ученика». к р е а т и в н о с т ь т о л е р а н т н о с т ь з а и н т е р е с о в а н н о с т ь к о м п е т е н т н о с т ь т р е б о в а т е л ь н о с т ь - к - с е б е с а м о р е а л и з а ц и я у м е н и е - д о с т у п н о - о б ъ с н я т ь о р г а н и з о в а н н о с т ь «Учитель успешного ученика». с о т р у д н и ч е с т в о а к т и в н о с т ь п а р т н е р с т в о в л а д е н и е - н о в ы м и - т е х н о л о г и я м и п о в ы ш е н и е - п р о ф е с с и о н а л и з м а и н и ц и а т и в а д о б р о т а т в о р ч е с к и й - п о и с к с а м о д о с т а т о ч н о с т ь - л и ч н о с т и и н и ц и а т и в н о с т ь Аналитическая работа по изучению, систематизации и прогнозированию учебного процесса, выявила ,что современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающим свой предмет, и способным объяснить учащимся новый материал, но и умеющим управлять учебной деятельностью Чтобы процесс обеспечения качественного обучения физики был контролируемым и управляемым по всем составляющим деятельности ,я определила для себя основные вектора деятельности по повышению качества обучения –программу «Общие подходы к вопросу повышения качества обучения физики» ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ Использование более совершенных педагогических технологий, поиск максимально удобных форм организации учебного процесса, не нарушающих существующую урочную систему, но принципиально меняющую ее содержательную и процессуальную сторону, стремление увеличить «продуктивность» обучения путем создания ориентировочной основы занятий, соответствующей организацией познавательной деятельности, благоприятным эмоциональным полем. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ Знать современные критерии качества образованности учащихся, владеть смыслопоисковой деятельностью по определению и преодолению кризисных узлов в обучении и воспитании, конструирование культурных и гуманных смыслов педагогической деятельности, владеть умениями отбора и перестройки содержания изучаемых знаний ,моделирование и конструирование условий и средств, поддерживающих и развивающих личностные структуры сознания. как основу их личностной самоорганизации учащихся. Содержание программы НАПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 1 Формирование предметной компетентности по физике(оптимизация содержания) Четко формулируется тема и ставиться цель и задачиОбсуждение плана деятельностиСообщается тема и план урока(лекции),количество обсуждаемых вопросов- не более трехученик понимает структуру, логику курса, используемые в нем методы поиска и доказательства новых знаний.Подробный анализ результатов работы, обязательные выводы в конце занятий, обобщение, выделение главногоМатериал не повторяет учебник, используется информация из других областей.Наличие четкой позиции преподавателя, свободное владение материалом, ответы на вопросы без привязки к конспекту 2Структурирование материала(выделение ядра знаний) Свертывание, уплотнение информацииПредставление информации на языке формул, таблиц ,диаграмм, образов; разнообразие средств наглядностиДля формирования пространственного физического мышления школьников целесообразно:- показывать на конкретных примерах, что многие явления невозможно объяснить в рамках одной теории;- побуждать учащихся высказывать разнообразные точки зрения на изучаемый объект, обсуждать положительное и отрицательное влияние явления на жизнедеятельность человека;- составлять всевозможные пространственные образы, связанные с тем или иным объектом;- открывать в знакомых технических объектах физические закономерности. 3Способы деятельности ,направленные на овладение учащимися методами, приёмами познавательной деятельности Активизирующий вопрос приводит к диалогу ,дискуссииПодчеркиваются приёмы познавательной деятельности, анализируются конкретные ситуации, соревнование Разнообразие приёмов активизации: целенаправленная ошибка размышление вслух и дрОрганизуется групповая и парная работа. Используются паузы ,дающие время на обдумываниеОрганизуется проблемно- поисковая деятельность. Стимулирование учащихся к формулированию вопросов, активно работает большинствоСоставление учащимися тестовА) закрытыхБ) открытыхВ) заданий на соответствиеГ) задания на установление правильной последовательности(при проверке алгоритмов действий -например решение задач на законы динамики ,законы сохранения и тдД) цепные (правильный ответ на последующие задания зависит от предыдущего) 4 Контроль как способ активизации деятельности так и средство установления коммуникаций Каждый контрольный акт преследует конкретную цельОсуждение результатов контроляОбъективность оценочных суждений преподавателя .Требования к выполнению заданий, критерии оценок сообщаются заранее.Оценка результатов деятельности (а не личности). Преобладание положительных оценокРазнообразие форм и приёмов контроля, поэтапный контрольпоурочный фронтальный опростестфизический диктант самостоятельная работатематическийтестзачетконтрольная работаитоговыйтест контрольная работаИндивидуализация контроля, организация его с помощью техникиПреобладание функции обучающей над контролирующейИспользование и поощрение самоконтроля и самооценки 5 Создание эмоционального комфорта на занятиях Направленное формирование положительных оценочных сужденийСоздание обстановки доверия, уверенности в успехеОрганизация деятельности ,а не поведения.Широкий спектр приёмов воздействия на поведение, косвенное воздействие(изменение ситуации)Преобладание положительных оценок деятельности, её результатовСоблюдение перерывов в работе Реализуя модель данной системы работы, я добиваюсь того ,что с каждым годом повышается качество и результативность обучения УЧЕБНЫЙ ( ПРЕДМЕТНЫЙ ) КОМПОНЕНТ ДЕТСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ 1 Сравнительная динамика результативности обучения по итогам входного тематического и рубежного контроля по физике с 2006 -20010 год позволяет сделать вывод, что динамика положительная , растет доля учащихся, повысивших итоговые оценки по предмету, повышается % качества обучения и средний балл по предмету так средний балл по городу 3,0 ,а у учителя 3,4,2 Результаты муниципальных обследований качества обучения в 2009году по линии МЦОКО подтвердили результаты ШСОКО и оказались выше на 2% -качество обучения 3 По результатам ЕГЭ в2009году ученик 11кл Солодимов П. набрал 74 балла и вошел в десятку лучших учеников по городу, набравших 70 и более баллов 4 Среди выпускников ,сдавших ЕГЭ 67% учащихся имеют средний балл выше городского ( балл по городу 50) ,сдавшие на «4»и «5» 5 По результатам МЭК в 9-х классах 100% имеют средний бал выше городского –сдали на «4» и «5» РЕЗУЛЬТАТЫ ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА В 11КЛАССАХ ПО ФИЗИКЕ В 2009УЧЕБНОМ ГОДУ ФАМИЛИЯ ИМЯ КОЛЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ СРЕДНИЙ БАЛЛ по школе СРЕДНИЙ БАЛ ПО ГОРОДУ СРЕДИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ СРЕДНИЙ БАЛЛ ПО ГОРОДУ ВКЛЮЧАЯ ШКОЛЫ – ГИМНАЗИИ 1СОЛОДИМОВ .П 74 50 47 50 2НИКИФОРОВ .Б 66 3 ЛАПЕРДИН М 62 4 ГОЧЕЕВ Д 58 5 МИХАЙЛОВ А 54 6 ТЫРЫЖКИН Д 54 7 ШАБАРИНОВА С 54 8 ШУЛЬГИНА Л 53 9 ШАЙДУРОВА Л 52 10 ГАВРИЛОВА С 50 11 ЕФИМОВ М 46 12 ОЛЕНОВ Г 55 13 БАШКЕЕВ Ж 37 РЕЗУЛЬТАТЫ ИТОГОВЫХ ЭКЗАМЕНОВ ПО ФИЗИКЕ В 9-Х КЛАССАХ МЭК ЗА 2008-2009УЧ ГОД АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕТСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ Победители олимпиад по физике на муниципальном уровне- 2 человека 2007 год Веремская Ольга 3 место 10класс 2009 год Павлова Сэсэг 3 место 9класс Победители конференций : 6-я Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие» научно- исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам окружающей среды « Физико – космическая лаборатория»2009 год 1 Зомонова Н 7 место 7-я Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие» научно- исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам окружающей среды « Физико – космическая лаборатория»2009 год 1 Патрахина Л 4 место 2 Павлова Сэсэг 6 место Количество творческих проектов представленных на муниципальном уровне н-пр конференция 1) «ШАГ в будущее» 2009г- 2 проекта 2) « Мир в котором мы живем» -1 проект 6-я Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие» научно- исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам окружающей среды « Физико – космическая лаборатория»2009 год - 2проекта 7-я Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие» научно- исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам окружающей среды « Физико – космическая лаборатория»20010 год - 3 проекта РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ Название олимпиады класс место Фамилия участника Фамилия победителя Городская 2007год 10класс 3место призовое Веремская Ольга Веремская Ольга 2009год 9класс10класс 3местоПризовое5-ое место Павлова Сэсэг Патрахина Л Павлова Сэсэг Республиканская 2007 год 10класс 6-е место Веремская Ольга 2009 год 9класс Павлова Сэсэг Республиканская олимпиада по физике на призы компании БИН И Снежный барс2008год 10 5 –ое место 1Доржаева .Э2Зомоноа.Н3Шабаринова .С4 Веремская.О Веремская О Олимпиада МАН(Ломоносовская)2008год 10 1Веремская.О 6-я Республиканская открытая Олимпиада «Созвездие» научно- исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам окружающей среды « Физико – космическая лаборатория»2009 год 10класс 4-е место призовое Зомонова Н Зомонова Н Участие в городской конференции «Шаг в будущее» 2008г 2009г 10кл 11кл Доржаева ЭЗомонова Н,Бадеева Э