Презентация по русскому языку к уроку Подготовка к написанию сочинения-рассуждению по тексту (11 класс)
Страничка поэзииЗадание. Посоревнуемся с поэтом. …………………………на заре,…………………………земле,………………………. влюблён,………………………звон.
Выжили вы, бессловесные зрители, Бури прошли, расточились врази. Сколько всего за века перевидели Белые церкви, осколки Руси?Роман Матюшин
Отрывок письма сорок третьего из книги Д.С.Лихачева «Письма о добром и прекрасном»«В юности я приехал впервые в Москву и нечаянно набрел на церковь Успения на Покровке (1696-1699). Я ничего не знал о ней раньше. Встреча с ней меня ошеломила. Передо мной вздымалось застывшее облако бело-красных кружев. Не было “архитектурных масс”. Ее легкость была такова, что вся она казалась воплощением неведомой идеи, мечтой о чем-то неслыханно прекрасном. Ее нельзя себе представить по сохранившимся фотографиям и рисункам, ее надо было видеть в окружении низких обыденных зданий. Я жил под впечатлением этой встречи и позже стал заниматься древнерусской культурой именно под влиянием толчка, полученного мной тогда. По инициативе А. В. Луначарского соседний с ней переулок был назван по фамилии ее строителя, крепостного крестьянина – Потаповским. Но вот пришли люди и снесли церковь. Теперь на этом месте пустырь<…>Кто же эти люди, уничтожающие живое прошлое, – прошлое, которое является и нашим настоящим, ибо культура не умирает? Иногда это сами архитекторы – из тех, которым очень хочется поставить свое “творение” на выигрышном месте и лень подумать о другом. Иногда же это совсем случайные люди, а в этом уже виноваты мы все. Мы должны подумать о том, чтобы подобное не повторилось. Памятники культуры принадлежат народу, и не одному только нашему поколению. Мы несем за них ответственность перед нашими потомками. С нас будет большой спрос и через сто, и через двести лет <…>»
В светлый праздник РождестваВспыхнут свечи.Возвестят колоколаМесто встречи.Вновь далекая звездаПуть укажет,Но свою дорогу в ХрамИщет каждый. В храмах России в Рождественский ВечерДуши надеждой высокою лечим. Храмы России - любовь и спасеньеИ к Вечности первое прикосновенье. В час сомнений и беды ты услышишьТе слова, что нам даныБыли свыше.Ты откроешь в РождествоДвери Храма,Светлой веры торжествоБудет с нами.
{073A0DAA-6AF3-43AB-8588-CEC1D06C72B9}Проблема раскрыта на примере судьбы храмов РоссииУничтожение храмов – это пренебрежение прошлым РоссииПроблема разрушения памятников архитектуры как утраты связей с прошлымД.С. Лихачев. Письмо 43 из «Писем о добром и прекрасном»Автор негативно относится к уничтожению храмовРоман Матюшин «Радость моя, наступает пора покаянная…»Юрий Шевчук «Храм»Николай Гумилев «Храм твой, Господи, в небесах…»Согласен с мнением автора
Домашнее заданиеНапишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента). Объём сочинения – не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Интернет-ресурсы http://slovorus.ru/index.php?ID=209324&pg=38&w=%C7%C0%CE%CA%CE%CB%DC%CD%DB%C9&s=%C7&a=http://my-dictionary.ru/word/19200/okolnyj/http://enc-dic.com/ozhegov/Blagovest-1770.htmlhttp://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Архангела_Михаила_(Курск)http://sobory.ru/photo/114851