Презентация Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями чтения и письма
МИНОБРНАУКИ РОССИИФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЗЖЕНИЕВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ«ВОРОНЕЖСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА» Тема «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями речи и письма»Разработала: студентка ЗФО отделения логопедия Сергуткина Н.С. Цели занятия: Цель:С помощью сказки оказать помощь детям в развитии эмоциональной регуляции поведения, которое препятствует их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками. Метод обучения : Словесный, информационный.Средство обучения: Компьютерная презентация, ЗАДАЧИ • С помощью сказки помочь детям преодолевать негативные переживания и страх, уменьшить тревожность, снизить эмоциональное напряжение,• Развивать в детях самоутверждающие формы поведения, уверенность в себе. ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Ребенок, уверенный в себе, с адекватной самооценкой, с положительным отношением к себе и сверстникам, с развитой эмпатией, умеющий свободно выражать свое «Я». ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ • Позитивность (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества) ;• от сказочной ситуации к жизненному опыту ребенка;•сказочная ситуация должна быть представлена в технике рассказывания сказки, с созданием сказочной атмосферы;• постепенный переход из роли пассивного слушателя сказок в активногоучастника творческого процесса создания сказок; СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ: 1. Приветствие детьми друг друга необычными способами. Например, по кругу передавали дети мяч и говорили, улыбаясь своему соседу комплимент. Передавался не только мяч, использовались колпачки, одевающиеся на голову, пушистый хвостик, перышко, мягкие игрушки, и т. д. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 2. Вхождение в сказку. Оно осуществлялось с помощью волшебных слов: «Время сказки подошло - началось волшебство»; «Зонтик, зонтик покружись, сказка умная начнись»; «Кристалл волшебный посвяти, путь короткий укажи. Всем дорогу в сказку ласковую добрую, умную, задорную» и т. д. Или с помощью волшебных предметов: ковра- самолета, зонтика, лабиринта, волшебной дорожки, зеркала, лабиринта, платка, зонтика, цветка, волшебной палочки и т. д. Вхождение в сказку являлось очень важным моментом. Его можно назвать - момент волшебства, таинства, «наполнения суперэнергией». Для того чтобы перенестись в другое пространство, нужна была «волшебная сила», по крайней мере, преодоление ребёнком определённого препятствия или барьера. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 3. Чтение сказки. По прочтению задавались детям вопросы по содержанию сказки, обсуждалась конкретная проблема, определялись пути решения и выходы из создавшейся ситуации. СТУКТУРА ЗАНЯТИЯ 4. Выход из сказки осуществлялся, так же как и вход. Произносились волшебные слова: «Сказка добрая ушла в детский садик нам пора». «Кристалл волшебный посвети, путь короткий укажи - Нам дорогу в детский сад, который каждый видеть рад». Энергия, потраченная на действия, осознания и переживания во время путешествия по сказке, как бы иссякает, и ребёнок автоматически возвращается на обычный уровень осознания и энергии, в привычный реальный мир. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 5. Упражнения и игры, которые закрепляли коррекционную задачу, решенную с помощью сказки.6. Рисование по прочитанной сказке. Под спокойную музыку дети выражают все свои чувства и эмоции, испытанные при работе со сказкой. СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ 7. Ритуал расставания. Дети могут встать в хоровод, пройтись, улыбнувшись друг другу, или, обняв друг друга сказать: «Я тебя люблю». ЭТАПЫ РАБОТЫ 1 этап - подготовительный (адаптационный) 2 этап – основной3 этап - заключительный 1 ЭТАП Цель: Формирование социального доверия. Развитие социальных эмоций.Задачи:1. Объединить детей в группу;2. Снизить эмоциональное напряжение;3. Создать положительное эмоциональное настроение и атмосферу принятия каждого;4. Помочь детям почувствовать свою принадлежность к группе, ощутить чувство единения с ней; 2 этап Цель:Помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера.Задачи:1. Оказать помощь в преодолении негативных переживаний и снятии страхов.2. Корректировать поведение с помощью игр;3. Учить детей распознавать эмоции по внешним сигналам;4. Формировать моральные представления;5. Снять эмоциональное напряжение;6. Тренировать психомоторные функции.7. Учить самостоятельно, принимать верные решения. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ • Чтение сказок.• Работа над сочинением продолжения сказки.• Работа над сочинением сказки.• Принятие роли сказочного героя на себя.• Игры, упражнения и беседы, загадки.• Арттерапия: рисование.• Использование наглядных пособий: рисунков, иллюстраций, игрушек и предметов. 3 ЭТАП Цель: Формирование нового опыта взаимоотношений.Задачи:1. Прививать адекватные формы поведения.2. Работать над выразительностью движений;3. Регулировать поведение в коллективе. РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ положительная динамика, в развитии эмоциональной сферы воспитанников. специально разработанный цикл занятий помогает детям решить ряд проблем, вызванных с проблемами в эмоциональной сфере, а так же способствовать развитию речевого, активного словаря, умения выражать свои мысли и чувства в языке. РЕЗУЛЬТАТ РАБОТЫ воспитанники приобретают не только духовный, но нравственный урок сказки. развивается эстетическое чувство прекрасного через восприятие художественных образов сказки, эмпатии по отношению ко всему живому, созданному природой. ВЫВОД Ведь тот, кто с детстваСказку любит,Тот в жизни злым уже не будет! » ЛИТЕРАТУРА 1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Практикум по сказкотерапии»2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Игры в сказкотерапии»3. Хухлаева О. В. «Практические материалы для работы с детьми 3—9 лет»4. Хухлаева О. В. «Лабиринт Души»