Презентация по литературе на тему «Трагическая судьба русской крестьянки в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». 9 класс
Урок литературы в 11 классеТема: Трагическая судьба русской крестьянки в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор». Лаходанова Н.И., учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №12 с углублённым изучением отдельных предметов г.Сургута
Цель: на примере рассказа попытаться понять феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.
Матрена у ворот своего дома.
Линия, разделяющая Добро и зло, пересекаетСердце каждого человека.И кто уничтожит кусокСвоего сердца… А. Солженицын.
- Какое впечатление произвел на вас рассказ «Матренин двор»?- У кого из русских писателей XIX века главная героиня носила такое же имя?- Что общего между ними?- В чем видится отличие?
- Нарисуйте словесный портрет героини.- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини?- На каких портретных деталях сосредоточено внимание? Какова роль этих деталей?
улыбка: «лучезарная», «добрая», «извиняющая».
Автору важно изобразить не столько внешнюю красоту, сколько внутренний свет, струящийся из ее глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
- В чем особенность речи героини?- Какие художественные детали создают картину быта Матрены?- Как предметы быта связаны с духовным миром героини?
Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики.
искажение общепринятых произносительных норм (картовь)народные пословицы (не умемши, не варемши – как утрафишь?) ( «картонный суп» - так говорила вся деревня)
Весь окружающий мир Матрены в ее темноватой избе с большой русской печью – это как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. Здесь все органично и естественно. «Кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы». Все свидетельствует о бедности. Внешне быт Матрены поражает своей неустроенностью («в запущи живет») Но скупые бытовые детали раскрывают ее особый мир (фикусы)
- Что значительного было в жизни Матрены? Человеческая жизнь складывается не только из того, что в ней было, но и из того, чего не было. - Чего же не было в этой жизни?
не было денег за работу, а только палочки-трудодни. не было неворованного торфа для тепла в доме.не было пенсии. не было детей. не было после войны и мужа.
- Когда и что определило ее судьбу? - Но почему выходит замуж за брата пропавшего без вести фаддея?
«Мать у них умерла… Рук у них не хватало». В этом поступке – ключ к характеру Матрены. Вся она – не для себя, а для людей. И с Кирой так, и с домом, горницей.
- Как связаны с судьбой Матрены исторические реалии 50-х годов? - Ощущает ли героиня несправедливость, царящую вокруг? - В чем находит спасение?
Матрена ощущает несправедливость, Но не держит зла на судьбу и на людей.
Абсолютно лишенная корыстолюбия и зависти, она получает удовольствие от самой работы: «В охотку копала, уходить с участка не хотелось».
- Какими красками нарисованы в рассказе Фаддей Миронович и Матренина родня? - Как проявляется их нравственная позиция, связанная со смертью главной героини? - В чем конфликт рассказа?
Неуютно и холодно Матрене в родном государстве. Она одинока внутри большого общества и, что самое страшное, внутри своей деревни, родных, друзей .
- Что означает слово праведник в русской литературной традиции?- Что складывается Солженицын в это понятие?- Жизнеспособны ли, по вашему мнению, сегодня нравственные принципы, утверждаемые писателем?
Писатель много думал о проблеме добра и зла в жизни, о том, как свет доброты способен побеждать тьму жестокости и жадности, как трудна жизнь праведника. в статье «Раскаяние и самоограничение» А.И. Солженицын обозначит меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и совершенно недоступную другим, бредущим в грязи житейской.